Перейти к содержанию

Задвижка: что это такое и как она работает?

Задвижка на чертежах⁚ что это такое?

Задвижка ― это вид запорного устройства, используемого для перекрытия потока жидкости или газа. Она состоит из корпуса, запорного элемента (диска или клина), штока и механизма управления. Задвижки часто используются в системах водоснабжения, отопления, газоснабжения, а также в промышленном оборудовании.

Что такое задвижка?

Задвижка ⏤ это вид запорного устройства, предназначенного для перекрытия потока рабочей среды, будь то жидкость, газ или пар. Она является одним из наиболее распространенных типов запорной арматуры, применяемой в различных инженерных системах, таких как водоснабжение, отопление, газоснабжение, нефтегазовая промышленность и т.д.

Ключевым элементом задвижки является запорный орган, который, как правило, представляет собой диск или клин, перемещающийся перпендикулярно потоку рабочей среды. При повороте штока, соединенного с запорным органом, он перемещается в корпусе задвижки, перекрывая или открывая проход для рабочей среды.

Задвижки отличаются от других типов запорной арматуры, таких как шаровые краны или вентили, своим принципом действия. Вместо того, чтобы вращаться вокруг оси, запорный орган задвижки перемещается в направлении, перпендикулярном потоку рабочей среды. Это делает задвижки особенно подходящими для задач, где требуется полное перекрытие потока, без возможности частичного открытия.

Задвижки могут быть выполнены из различных материалов, таких как чугун, сталь, бронза, латунь, пластик и т.д., в зависимости от условий эксплуатации и типа рабочей среды. Они также могут быть оснащены различными видами приводов, включая ручные, электрические, пневматические и гидравлические, что позволяет управлять задвижкой дистанционно.

Важно отметить, что задвижки, как и любая другая запорная арматура, имеют свои ограничения. Они могут быть менее эффективными при регулировании потока, чем другие типы арматуры, и могут быть подвержены износу и коррозии в агрессивных средах.

Тем не менее, благодаря своей надежности, простоте конструкции и доступной цене, задвижки остаются одним из наиболее популярных типов запорной арматуры, используемых в самых разных отраслях промышленности.

Типы задвижек

Задвижки, несмотря на свой простой принцип действия, бывают различных типов, каждый из которых имеет свои особенности и области применения. Вот некоторые наиболее распространенные типы задвижек⁚

  • Клиновая задвижка⁚ Этот тип задвижки оснащен клинообразным запорным элементом, который перемещается перпендикулярно потоку рабочей среды. Клиновые задвижки отличаются высокой герметичностью и надежностью, что делает их идеальным выбором для задач, где требуется полное перекрытие потока. Они бывают двух типов⁚
    • Однодисковые клиновые задвижки⁚ Имеют один клинообразный запорный элемент, который перемещается в корпусе задвижки. Они просты в конструкции и обслуживании, но могут быть менее герметичными, чем двудисковые задвижки.
    • Двудисковые клиновые задвижки⁚ Имеют два клинообразных запорных элемента, которые перемещаются навстречу друг другу. Это обеспечивает более высокую герметичность и надежность, но делает конструкцию более сложной.
  • Дисковая задвижка⁚ Этот тип задвижки оснащен плоским диском, который перемещается перпендикулярно потоку рабочей среды. Дисковые задвижки отличаются простотой конструкции и низкой стоимостью, но могут быть менее герметичными, чем клиновые задвижки.
  • Штуцерная задвижка⁚ Этот тип задвижки отличается компактной конструкцией и наличием штуцеров для подключения к трубопроводу. Штуцерные задвижки часто используются в системах водоснабжения и отопления, где требуется компактное и удобное в монтаже запорное устройство.
  • Задвижка с параллельным ходом⁚ Этот тип задвижки отличается тем, что запорный элемент перемещается параллельно потоку рабочей среды. Задвижки с параллельным ходом более герметичны, чем клиновые задвижки, но более сложны в конструкции и обслуживании.
  • Задвижка с выдвижным штоком⁚ Этот тип задвижки отличается тем, что шток выдвигается из корпуса задвижки при открытии. Задвижки с выдвижным штоком более компактны, чем задвижки с невыдвижным штоком, но могут быть менее герметичными.

Выбор типа задвижки зависит от конкретных условий эксплуатации, типа рабочей среды, требуемого уровня герметичности, доступного бюджета и других факторов.

Обозначение задвижки на чертежах

На чертежах задвижка обозначается условным графическим символом, который представляет собой прямоугольник с двумя вертикальными линиями, проходящими через его центр. Эти линии символизируют шток задвижки, который перемещается вверх и вниз при открытии и закрытии.

Внутри прямоугольника могут быть добавлены дополнительные обозначения, которые уточняют тип задвижки, ее конструктивные особенности и направление потока рабочей среды. Например⁚

  • Клиновая задвижка⁚ Внутри прямоугольника может быть изображен клинообразный запорный элемент.
  • Дисковая задвижка⁚ Внутри прямоугольника может быть изображен плоский диск, символизирующий запорный элемент.
  • Штуцерная задвижка⁚ К прямоугольнику могут быть добавлены дополнительные линии, символизирующие штуцеры для подключения к трубопроводу.
  • Задвижка с параллельным ходом⁚ Шток задвижки может быть изображен параллельно потоку рабочей среды.
  • Задвижка с выдвижным штоком⁚ Шток задвижки может быть изображен выдвинутым из корпуса задвижки.

Рядом с условным графическим символом задвижки на чертеже обычно указываются ее основные характеристики, такие как⁚

  • Условный проход (Ду)⁚ Диаметр внутреннего отверстия задвижки, определяющий ее пропускную способность.
  • Рабочее давление (Ру)⁚ Максимальное давление, которое может выдерживать задвижка при работе.
  • Материал корпуса⁚ Материал, из которого изготовлен корпус задвижки.
  • Материал запорного элемента⁚ Материал, из которого изготовлен запорный элемент задвижки.
  • Тип привода⁚ Тип механизма, который используется для управления задвижкой (ручной, электрический, пневматический).

Помимо условных графических символов, на чертежах могут быть использованы и другие обозначения, например, стрелки, указывающие направление потока рабочей среды, или буквенные обозначения, указывающие на конкретные элементы задвижки.

Как читать чертеж с задвижкой

Чтение чертежа с задвижкой – это несложный процесс, который позволяет получить полную информацию о конкретной задвижке. Важно обратить внимание на несколько ключевых моментов⁚

  • Условный графический символ⁚ Изучите условный графический символ задвижки, чтобы определить ее тип (клиновая, дисковая, штуцерная, с параллельным ходом, с выдвижным штоком). Обратите внимание на дополнительные обозначения внутри прямоугольника, которые уточняют конструктивные особенности.
  • Основные характеристики⁚ Ознакомьтесь с указанными на чертеже характеристиками задвижки, такими как условный проход (Ду), рабочее давление (Ру), материалы корпуса и запорного элемента, тип привода. Эта информация позволит определить применимость задвижки для конкретных условий работы.
  • Направление потока⁚ Изучите направление стрелок на чертеже, которые указывают направление потока рабочей среды. Это поможет правильно установить задвижку в системе.
  • Дополнительные обозначения⁚ Обратите внимание на буквенные обозначения на чертеже, которые могут указать на конкретные элементы задвижки (например, шток, корпус, запорный элемент). Это позволит лучше понять конструкцию и принцип работы задвижки.
  • Размеры⁚ Изучите размеры задвижки на чертеже, чтобы определить ее габариты и место установки в системе.

Помните, что чертеж задвижки является важным документом, который содержит всю необходимую информацию о конкретной задвижке. Внимательное изучение чертежа позволит правильно выбрать и установить задвижку, обеспечив безопасную и эффективную работу системы.