Перейти к содержанию

Автоматическое повторное включение линий

Словарь специальных терминов

Азбука гидроэнергетики

Автоматическое повторное включение (АПВ) — одно из средств релейной защиты, направленное на увеличение надежности электроснабжения. Заключается в автоматическом включении отключенного с помощью аварийной автоматики или по ошибке участка электросети.

Применение

Все повреждения в электрической сети можно условно разделить на два типа: устойчивые и неустойчивые. К устойчивым повреждениям относятся такие, для устранения которых требуется вмешательство оперативного персонала или аварийной бригады. Такие повреждения не самоустраняются со временем, эксплуатация поврежденного участка сети невозможна. К таким повреждениям относятся обрывы проводов, повреждения участков линий, опор ЛЭП, повреждения электрических аппаратов.

Неустойчивые повреждения характеризуются тем, что они самоустраняются в течение короткого промежутка времени после возникновения. Такие повреждения могут возникать, например, при случайном схлестывании проводов. Возникающая при этом электрическая дуга не успевает нанести серьезных повреждений, так как через небольшой промежуток времени после возникновения короткого замыкания цепь обесточивается аварийной автоматикой. Практика показывает, что доля неустойчивых повреждений составляет 50—90% от числа всех повреждений.

Включение отключенного участка сети под напряжение называется повторным включением. В зависимости от того, остался ли этот участок сети в работе или же снова отключился, повторные включения разделяют на успешные и неуспешные. Соответственно, успешное повторное включение указывает на неустойчивый характер повреждения, а неуспешный — на то, что повреждение было устойчивым.

Для того чтобы ускорить и автоматизировать процесс повторного включения, применяют устройства автоматического повторного включения (АПВ).

Устройства АПВ получили широкое применение в электрических сетях. Их использование в сочетании с другими средствами релейной автоматики позволило полностью автоматизировать многие подстанции, избавляя от необходимости держать там оперативный персонал. Кроме того, в ряде случаев АПВ позволяет избежать тяжелых последствий от ошибочных действий обслуживающего персонала или ложных срабатываний релейной защиты на защищаемом участке.

В ПУЭ указано, что устройствами АПВ должны в обязательном порядке снабжаться все воздушные и кабельно-воздушные линии с рабочим напряжением 1кВ и выше. Кроме того, устройствами АПВ снабжаются трансформаторы, сборные шины подстанций и электродвигатели.

Классификация

В зависимости от количества фаз, на которые действуют устройства АПВ, их разделяют на:

  • однофазное АПВ — включает одну отключенную фазу (при отключении из-за однофазного короткого замыкания).
  • трехфазное АПВ — включает все три фазы участка цепи.
  • Комбинированное — включает одну или три фазы в зависимости от характера повреждения участка сети.

Трехфазные АПВ могут в зависимости от условий работы сети разделяться на:

  • простые (ТАПВ);
  • несинхронные (НАПВ);
  • быстродействующие (БАПВ);
  • с проверкой наличия напряжения (АПВНН);
  • с проверкой отсутствия напряжения (АПВОН);
  • с ожиданием синхронизма (АПВОС);
  • с улавливанием синхронизма (АПВУС);
  • в сочетании с самосинхронизацией генераторов и синхронных компенсаторов (АПВС).

В зависимости от того, какое количество раз подряд требуется совершить повторное включение, АПВ разделяются на АПВ однократного действия, двукратного и т.д. Наибольшее распространение получили АПВ однократного действия, однако в ряде случаев применяются АПВ с другой кратностью действия.

По способу воздействия на выключатель АПВ могут быть:

  • механические — они встраиваются в пружинный привод выключателя;
  • электрические — воздействуют на электромагнит включения выключателя.

Поскольку механические АПВ работают без выдержки времени, их использование было признано нецелесообразным, и в современных схемах защитной автоматики используются только электрические АПВ.

По типу защищаемого оборудования АПВ разделяются соответственно на АПВ линий, АПВ шин, АПВ электродвигателей и АПВ трансформаторов.

Принцип действия АПВ

Реализация схем АПВ может быть различной, это зависит от конкретного случая, в котором схему применяют. Однако основной принцип заключается в сравнении положения ключа управления выключателем и состояния этого выключателя. То есть, если на схему АПВ поступает сигнал, что выключатель отключился, а со стороны управляющего выключателем ключа приходит сигнал, что ключ в положении «включено», то это означает, что произошло незапланированное (например, аварийное) отключение выключателя. Этот принцип применяется для того, чтобы исключить срабатывание устройств АПВ в случаях, когда произошло запланированное отключение выключателя.

Требование к АПВ

К схемам и устройствам АПВ применяется ряд обязательных требований, связанных с обеспечением надежности электроснабжения. К этим требованиям относятся:

Автоматическое повторное включение линий

Назначение и принцип работы АПВ

Работа АПВ позволяет повысить надежность работы энергосистемы и обеспечить бесперебойное питание потребителей. Основным предназначением автоматического повторного включения является быстрое возобновление работы какого-либо объекта энергетической системы. К ним относятся различные потребители, подстанции, участки ЛЭП, электродвигатели и т.д. Нормальное функционирование АПВ возможно лишь при условии отсутствия запретов и ограничений на повторное включение.

Аварийная ситуация, вызвавшая остановку объекта, может возникнуть по разным причинам, в основном из-за неисправностей на воздушных и кабельных линиях. Очень часто возникает перехлест проводов под действием сильного ветра, короткие замыкания, обледенение и другие неисправности. После устранения причины отключения, устройство АПВ мгновенно подает питание на объект или отключенную линию. Оставаясь под напряжением, система повторного включения продолжает свою работу, а к потребителям безостановочно поступает электроэнергия.

Задержка времени срабатывания АПВ составляет от долей секунд до нескольких секунд. Этот промежуток полностью зависит от напряжения на аварийном участке. При возрастании напряжения, время срабатывания соответственно уменьшается. На этот показатель оказывает влияние материал и сечение проводов: чем меньше сечение, тем выше временной порог срабатывания автоматики. Временной промежуток необходим для того чтобы создать диэлектрическую прочность изоляции в воздушном промежутке там, где образуется дуга. В этом и заключается основной принцип работы данных устройств.

Запрещается использовать АПВ в ситуациях, когда имеются какие-либо внутренние повреждения трансформаторов, поскольку это может вызвать конфликт между автоматическим повторным включением и дифференциальной или газовой защитой.

Наиболее эффективны системы АПВ, защищающие воздушные линии. Они находятся в перечне обязательных устройств, используемых для защиты ЛЭП. Для кабельных линий, шин в трансформаторах и распределительных установках устройства АПВ считаются значительно менее эффективными, поскольку аварии и неисправности на таких объектах маловероятны. Например, в отношении кабелей автоматика не срабатывает из-за устойчивого короткого замыкания и значительных разрушений изоляционного слоя.

Наибольшее распространение получили устройства АПВ с однократным действием, отличающиеся наиболее простой конструкцией. Если их включение оказалось безуспешным, то дальнейшие повреждения на аварийном участке полностью исключаются. АПВ многократного действия применяются на воздушных линиях, протяженность которых составляет свыше 10 км, а также при наличии на подстанции вводного выключателя, способного выдерживать многократное включение автоматики.

Если в результате действия АПВ возможно
несинхронное включение синхронных компенсаторов или синхронных
электродвигателей и если такое включение для них недопустимо, а также для
исключения подпитки от этих машин места повреждения следует предусматривать
автоматическое отключение этих синхронных машин при исчезновении питания или
переводить их в асинхронный режим отключением АГП с последующим автоматическим
включением или ресинхронизацией после восстановления напряжения в результате
успешного АПВ.

Для подстанций с синхронными компенсаторами или синхронными
электродвигателями должны применяться меры, предотвращающие излишние
срабатывания АЧР при действии АПВ.

Выдержки времени на срабатывание и возврат АПВ на линии

Вначале разберем линию с односторонним питанием. Существует две уставки, которые характеризуют устройства повторного включения. Первая, это выдержка времени на повторное включение. Она выбирается исходя из двух условий. Первое условие – это готовность привода выключателя, второе – исчезновение дуги и нормализация изоляционной среды. Каждое условие представляет собой сумму времени готовности выключателя (времени гашения дуги и нормализации среды) и времени запаса.

По большему значению из двух условий и принимается время срабатывания.

Вторая уставка в АПВ – это время возврата АПВ. Эта величина состоит из наибольшего времени действия защиты, времени отключения выключателя и величины времени запаса.

На линиях с двусторонним питанием, к вышеизложенным двум условиям по определению выдержки времени на повторное включение, добавляется третье. А добавляется оно из-за того, что питания у линии два и отключаться перед работой АПВ она должна с двух сторон.

АПВ шин электростанций и подстанций при наличии
специальной защиты шин и выключателей, допускающих АПВ, должно выполняться по
одному из двух вариантов:

1) автоматическим опробованием (постановка шин под
напряжение выключателем от АПВ одного из питающих элементов);

2) автоматической сборкой схемы; при этом первым от
устройства АПВ включается один из питающих элементов (например, линия,
трансформатор), при успешном включении этого элемента производится последующее,
возможно более полное автоматическое восстановление схемы доаварийного режима
путем включения других элементов. АПВ шин по этому варианту рекомендуется
применять в первую очередь для подстанций без постоянного дежурства персонала.

При выполнении АПВ шин должны применяться меры, исключающие
несинхронное включение (если оно является недопустимым).

Должна обеспечиваться достаточная чувствительность защиты
шин на случай неуспешного АПВ.

На линиях с двусторонним питанием при наличии
нескольких обходных связей следует применять:

1) при наличии двух связей, а также при наличии трех
связей, если вероятно одновременное длительное отключение двух из этих связей
(например, двухцепной линии):

несинхронное АПВ (в основном для линий 110-220 кВ и при
соблюдении условий, указанных в 3.3.12, но для случая отключения всех связей);

АПВ с проверкой синхронизма (при невозможности выполнения
несинхронного АПВ по причинам, указанным в 3.3.12, но для случая отключения
всех связей).

Для ответственных линий при наличии двух связей, а также
при наличии трех связей, две из которых — двухцепная линия, при невозможности
применения НАПВ по причинам, указанным в 3.3.12, разрешается применять
устройства ОАПВ, БАПВ или АПВ УС (см. 3.3.11, 3.3.13, 3.3.15). При этом
устройства ОАПВ и БАПВ следует дополнять устройством АПВ с проверкой
синхронизма;

2) при наличии четырех и более связей, а также при наличии
трех связей, если в последнем случае одновременное длительное отключение двух
из этих связей маловероятно (например, если все линии одноцепные), — АПВ без
проверки синхронизма.

Для ускорения восстановления нормального режима
работы электропередачи выдержка времени устройства ТАПВ (в особенности для
первого цикла АПВ двукратного действия на линиях с односторонним питанием)
должна приниматься минимально возможной с учетом времени погасания дуги и
деионизации среды в месте повреждения, а также с учетом времени готовности
выключателя и его привода к повторному включению.

Выдержка времени устройства ТАПВ на линии с двусторонним
питанием должна выбираться также с учетом возможного неодновременного
отключения повреждения с обоих концов линии; при этом время действия защит,
предназначенных для дальнего резервирования, учитываться не должно. Допускается
не учитывать разновременности отключения выключателей по концам линии, когда
они отключаются в результате срабатывания высокочастотной защиты.

С целью повышения эффективности ТАПВ однократного действия
допускается увеличивать его выдержку времени (по возможности с учетом работы
потребителя).

Режимы АПВ[править]

Для выполнения нужной последовательности автоматического включения выключателей линий с двухсторонним питанием, а также чтобы не было второго АПВ с другого конца при неуспешном АПВ, существует несколько дополнительных режимов:

  • Без контролей или «Слепое». В данном случае устройство АПВ ничего дополнительно не контролирует и по прошествии времени срабатывания формирует команду на включение выключателя;
  • С контролем наличия (U>70%) или отсутствия напряжения (U
  • С контролем синхронизма между частями сети. Применяется, когда существует возможность замыканием выключателем несинхронно работающих частей энергосистемы.
  • С улавливанием синхронизма между частями сети.

Время срабатывания начинает отсчитываться с момента выполнения условий. При пропадании — таймер сбрасывается.
Например, чтобы сначала включить линию со стороны ПС А, а замкнуть транзит на ПС Б, на выключателе со стороны ПС А ставиться режим АПВ «ОлНш», а со стороны ПС Б — «НлНшС».

Напряжение в устройство АПВ может подаваться с шинных ТН, с линейных ТН, с ШОН.

Наиболее часто применяемые режимы:

  • Наличие на линии и отсутствие на шинах (НлОш);
  • Отсутствие на линии и наличие на шинах (ОлНш);
  • Наличие на линии и наличие на шинах (НлНш);
  • Наличие на линии и наличие на шинах с контролем синхронизма (НлНшС);

Требования к АПВ согласно правилам эксплуатации и практики

  1. АПВ должно обеспечить действие защиты в ускоренном порядке до своего срабатывания и после.
  2. При срабатывании АПВ устройство должно автоматически вернуться в изначально готовое положение (примечание не всегда, особенно на старых МВ 6-10 кВ польского производства не работает МУН, а также типов ВМГ-133 и ВМП-10, поэтому после неуспешного срабатывания однократного АПВ фидера, бригада ОВБ, выезжающая на место неисправности и после ее устранения, после введения объекта в работу должна проследить готовность МВ к последующему срабатыванию, и при невозможном автоматическом возврате устройства, сделать готовность, вручную).
  3. Запрет АПВ при срабатывании некоторых видов релейных защит и автоматики, например, дифференциальной и газовой зашиты трансформатора. При срабатывании защит силовых электродвигателей ключ АПВ должен быть выведен в отключенное положение.
  4. При отключении высоковольтного выключателя ключом вручную по телеуправлению и при оперативном выключении, дистанционно, в случае КЗ, АПВ выводится из работы.
  5. АПВ блокируется от многократных включений, предупреждая устойчивое КЗ, а также при неисправностях в самом устройстве АПВ.
  6. При плановом и оперативном переключении и выводе в ремонт отходящего фидера ВЛ и КЛ ключ АПВ выводится в положении выключено, чтобы не было ложного повторного включении выключателя.

Устройство АПВ – конструкция

Рис. №3.Схема однократного АПВ воздушной линии (ВЛ)

Оперативный ток в линии подается при помощи токового реле КА, оно включается в линию посредством тр-ра тока ТА. При возникновении (КЗ) короткого замыкания в линии электропередач катушка реле возбуждается, релейные контакты КА:1 в электрической цепи 1 замыкаются, на электромагнит отключения YAT приходит питающее напряжение и происходит срабатывание выключателя Q, линия отключается. Происходит замыкание блок-контактов Q:3 в цепи 4, на указательное реле KH приходит питающее напряжение, оно замыкает свою контактную систему в цепи 2 и поступает на включающий выключатель электромагнит YAC.

Происходит размыкание его блок-контактов Q:3 и осуществляется замыкание Q:2. На катушку промежуточного реле KL приходит питающее напряжение, его контакты KL:1 самозапитываются, а контакты KL:2 производят разрыв цепи питания отключающего электромагнита YAC.

Это действие осуществляется для того, чтобы при включении линии на устойчивое КЗ (короткое замыкание), линия была отключена защитой, и произошло предупреждение повторного включения высоковольтного выключателя нагрузки. Для введения в работу схемы однократного АПВ в изначальное (исходное) положение требуется кнопкой SBT осуществить разрыв цепи питания катушки промежуточного реле KL.

На двухтрансформаторных понижающих подстанциях при
раздельной работе трансформаторов, как правило, должны предусматриваться
устройства АПВ шин среднего и низшего напряжений в сочетании с устройствами
АВР; при внутренних повреждениях трансформаторов должно действовать АВР, при
прочих повреждениях — АПВ (см. 3.3.42).

Допускается для двухтрансформаторной подстанции, в
нормальном режиме которой предусматривается параллельная работа трансформаторов
на шинах данного напряжения, устанавливать дополнительно к устройству АПВ
устройство АВР, предназначенное для режима, когда один из трансформаторов
выведен в резерв.

Устройства АПВ на выключателях с электромагнитными приводами на подстанциях с постоянным или выпрямленным оперативным током.

На линиях 10 кВ, отходящих от подстанций 1110/10 кВ, где имеется постоянный (от аккумуляторной батареи) или выпрямленный (от выпрямительных блоков питания) оперативный ток, устройства АПВ выполняются с помощью специальных реле типа РПВ-58 (однократного действия) и РПВ-258 (двукратного действия) .
В предварительной информации завода-изготовителя приведены схемы выполнения устройств АПВ с помощью полупроводниковых реле РПВ-01 и РПВ-02. Схема подключения реле РПВ-01 с некоторыми сокращениями показана на рис. 24, где положение контактов реле схемы управления выключателем (РПО, РПВ, РПФ) соответствует включенному положению выключателя. При отключении выключателя релейной защитой замыкается замыкающий контакт реле РПО, но не размыкается размыкающий контакт реле РПФ1, который замкнулся при включении выключателя оперативным персоналом. На зажим 5 реле РПВ-01 подается «минус», запускается полупроводниковая схема отсчета времени, и через заданное время на зажим 17 подается «плюс» оперативного тока, т. е. команда на включение выключателя. При отключенном положении выключателя устройство АПВ не готово к действию для предотвращения АПВ при включении выключателя на короткое замыкание (см. выше). Разрешение подготовки устройства к действию дается при включении выключателя и замыкании контакта реле РПВ, через который подается «минус» на зажим 7 реле РПВ-01. Время готовности может устанавливаться равным 15 или 30 с при выдержке времени АПВ от 0,5 до 5 с или равным 30 или 60 с при выдержке времени АПВ от 1 до 10 с. Рис. 24. Схема включения полупроводникового устройства АПВ типа РПВ-01
рпо — контакт реле положения «Отключено» (замыкается при отключении выключателя); рпв — контакт реле положения «Включено» (замыкается при включении выключателя); РПФ1, РПФ2 — контакты реле фиксации команд (1 — замыкается при включении выключателя; 2 — при отключении выключателя ключом управления) Предусмотрена возможность запрета действия АПВ путем подачи управляющего сигнала («плюса») на зажим 11. Например, можно запрещать АПВ при отключении выключателя оперативным персоналом (на рис. 24 для этой цели используется контакт реле фиксации команд РПФ2, замыкающийся при отключении выключателя ключом управления). Запрет АПВ линии может производиться при действии защиты шин питающей подстанции для того, чтобы предотвратить подачу напряжения на поврежденные шины от резервного источника питания сети 110 кВ в результате действия сетевого устройства АВР, а также при отключении выключателя линии от делительной защиты минимального напряжения ДМЗ и защиты от однофазных замыканий на землю (§ 4).
В реле РПВ-02 цепи запрета выполнены раздельно для первого и второго циклов АПВ, поскольку иногда требуется запрещать только второе АПВ, например при использовании на последовательно включенных линиях АПВ с разной кратностью действия для исправления неселективных действий защиты или при однофазном замыкании на землю после АПВ первого цикла . В реле РПВ-02 выдержка времени АПВ первого цикла может ступенчато регулироваться в пределах от 0,5 до 5 с или от 1 до 10 с, второго цикла АПВ — от 5 до 50 с или от 10 до 100 с. Время готовности может устанавливаться 30 или 60 с, 60 или 120 с.

При наличии на подстанции или электростанции
выключателей с электромагнитным приводом, если от устройства АПВ могут быть
одновременно включены два или более выключателей, для обеспечения необходимого
уровня напряжения аккумуляторной батареи при включении и для снижения сечения
кабелей цепей питания электромагнитов включения следует, как правило, выполнять
АПВ так, чтобы одновременное включение нескольких выключателей было исключено
(например, применением на присоединениях АПВ с различными выдержками времени).

Допускается в отдельных случаях (преимущественно при
напряжении 110 кВ и большом числе присоединений, оборудованных АПВ)
одновременное включение от АПВ двух выключателей.

На одиночных линиях 110 кВ и выше с односторонним
питанием, для которых допустим в случае неуспешного ТАПВ переход на длительную
работу двумя фазами, следует предусматривать ТАПВ двукратного действия на
питающем конце линии. Перевод линии на работу двумя фазами может производиться
персоналом на месте или при помощи телеуправления.

Для перевода линии после неуспешного АПВ на работу двумя
фазами следует предусматривать пофазное управление разъединителями или
выключателями на питающем и приемном концах линии.

При переводе линии на длительную работу двумя фазами
следует при необходимости принимать меры к уменьшению помех в работе линий
связи из-за неполнофазного режима работы линии. С этой целью допускается
ограничение мощности, передаваемой по линии в неполнофазном режиме (если это
возможно по условиям работы потребителя).

В отдельных случаях при наличии специального обоснования
допускается также перерыв в работе линии связи на время неполнофазного режима.

Типы АПВ

Устройство автоматического включения подразделяется на несколько основных типов:

Автоматическое повторное включение – АПВ

Электрические сети характеризуются значительной протяжённостью, что во многом усложняет выполнение их технического обслуживания и ремонта, требуя времени на доставку персонала и необходимого оборудования. Решить эту проблему помогают системы автоматического повторного включения (АПВ), что позволяет предотвратить аварийные ситуации. Рассмотрим особенности применяемых АПВ и требования к ним.

Назначение АПВ

Назначение автоматического повторного включения предполагает запуск включающих устройств после аварийного обесточивания линий. Использование АПВ позволяет максимально сократить временной промежуток отключения ЛЭП.

назначение апв

Нештатные ситуации могут быть(короткие замыкания):

  • кратковременными – по случайной причине, действующей непродолжительное время (от перемещения животных, падения деревьев и пр.);
  • устойчивыми – если возобновление работы линии невозможно без вмешательства персонала, при обрыве провода, повреждении изолирующего покрытия и прочих последствиях.

В результате возникновения аварии АПВ срабатывает при любом исходе. Но возобновление работы становится возможным, только если устранено влияние воздействующего фактора.

Устройство и принцип работы

Ознакомиться с устройством и принципом работы АПВ можно на примере следующей схемы:

апв схема

Подача тока здесь осуществляется через управляющую шину ШУ. Управление АПВ производится с помощью следующих механизмов:

  • контролирующего синхронизацию;
  • управляющего контактами выключающего устройства;
  • запрещающим включение;
  • разрешающим подготовку.

Временное и промежуточное реле (РВ и РП) обеспечивают защиту. Промежуточное реле выполнено с двумя обмотками: токовой и напряжения. При нормальной работе на ШУ подаётся ток, заряжающий конденсирующий элемент С, если поступает соответствующий сигнал от цепи разрешения подготовки.

Возможность повторного включения предотвращается за счёт запрещающей схемы, настройка которой обеспечивается последовательно подключёнными резисторами R1 и R2.

При отключении линии АПВ срабатывает посредством подачи сигнала схемой, контролирующей синхронизацию. Замыкаются её контакты и шунтируется резистор R, а конденсатор разряжается на катушку РП. Одновременно также происходит возбуждение токовой катушки, замыкающей контакты реле в сети.

В случае прекращения трёхфазного КЗ, АПВ срабатывает, и обмотка РВ размыкается. Затем подключается резистор R, и происходит возврат реле к обесточенному состоянию.

Использование узла Н позволяет обеспечить безопасное выполнение работ по обслуживанию линии оперативным персоналом.

Классификация

Количество включений выключателя с помощью АПВ:

  1. Однократные действия – после КЗ включает систему только 1 раз. однократное
  2. Многократного действия – включает систему несколько раз обычно 2. двухкратное

По способу воздействия на выключатель АПВ могут быть:

  1. Механические — они встраиваются в пружинный привод выключателя.
  2. Электрические — воздействуют на электромагнит включения выключателя.

АПВ классифицируются по числу фаз, используемых при срабатывании. Устройства могут быть:

  1. Однофазными – автоматически вводят только одну фазу при замыкании. Обычно задействованы для линий в 500 кВ и более;
  2. Трёхфазными – обеспечивают срабатывание выключателя, с включением всех трёх фаз;
  3. Комбинированными – могут срабатывать, благодаря возможности логического выбора схемы, нужной или нескольких фаз.

Трёхфазные устройства АПВ могут в зависимости от условий работы сети разделяться на

  • простые (ТАПВ);
  • несинхронные (НАПВ);
  • быстродействующие (БАПВ);
  • с проверкой наличия напряжения (АПВНН);
  • с проверкой отсутствия напряжения (АПВОН);
  • с ожиданием синхронизма (АПВОС);
  • с улавливанием синхронизма (АПВУС);
  • в сочетании с самосинхронизацией генераторов и синхронных компенсаторов (АПВС);
  • особой разновидностью АПВ является частотное автоматическое повторное включение (ЧАПВ).

В то же время предусмотрено разделение трёхфазных устройств на следующие подвиды:

  • с односторонней подачей напряжения – когда срабатывает только один высоковольтный выключатель, а питание производится из одного источника;
  • с двусторонней – с возможностью включения двух коммутационных аппаратов.

Двухсторонние АПВ делятся на:

  • схемы с несинхронным повторным включением – когда одновременно вводятся два выключателя без соблюдения синхронности;
  • ожидание синхронного срабатывания – происходит включение последовательно, с противоположных сторон;
  • улавливающие синхронизм – подбирается момент для одновременного включения, чтобы максимально сгладить возможные нежелательные эффекты;
  • быстрого действия – максимально сокращающие время ожидания повторного срабатывания.

Кроме указанного разделения, предусмотрена классификация по способам срабатывания – механическим включением или электрическим сигналом. Дополнительно АПВ разделяют по числу ступеней на одно- и многоступенчатые – пытающиеся включить питание разово или многократно.

Предъявляемые требования

Чтобы обеспечить штатную и безопасную работу АПВ, устройства должны соответствовать следующим требованиям:

  1. Скорости срабатывания – чтобы повторное включение производилось после того, как рассеется электрическая дуга;
  2. Устойчивости к работе в аварийном режиме – колебание характеристик тока и напряжения не должна вызывать выхода из строя и отказов;
  3. Избирательности – устройство должно быть настроено для совместной работы с другими элементами в системе;
  4. При отключении системы для оперативных работ, АПВ должно исключать возможность самопроизвольного включения;
  5. Обеспечения самовозврата в исходное положение;
  6. Возможность ограничения повторного срабатывания при некоторых разновидностях защиты;
  7. Наличие блокировки устройства от многократного включения при КЗ.

Перечисленные требования позволяют обеспечить безопасность обслуживающего персонала и исключить аварийные ситуации.

Особенности эксплуатации АПВ

Обслуживание АПВ должно быть закреплено за отдельными подразделениями. Посторонний персонал может допускаться только при постоянном контроле ответственных специалистов.

Персонал, обслуживающий АПВ, должен вести оперативные журналы, с фиксацией фактов включения устройств. Такие ситуации должны всесторонне анализироваться, чтобы исключить возможные аварии.

Оборудование должно проходить периодическое техническое обслуживание, с подключением линий на это время по резервной схеме.

Надлежащее техническое состояние и организованное обслуживание АПВ позволят предотвратить возможные аварии и обеспечить бесперебойную подачу напряжения потребителям.

Источник http://www.hydromuseum.ru/ru/encyclopedia/glossary/APV/

Источник http://tokidet.ru/voprosy/avtomaticeskoe-povtornoe-vklucenie-linij-v-selskih-raspredelitelnyh-setah.html

Источник https://ofaze.ru/teoriya/apv