Перейти к содержанию

Экспертиза промышленной безопасности газоиспользующего оборудования | Проведение и регистрация

Содержание

Экспертиза промышленной безопасности газоиспользующего оборудования | Проведение и регистрация

ekspertiza_gazoispolzujushego_oborudovaniya_1.jpg

Экспертиза промышленной безопасности — процедура оценки соответствия технических устройств и оборудования федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности, если техническим регламентом не установлена иная форма оценки. Требование: выезд экспертов, аттестованных в Ростехнадзоре, на объект; наличие у специализированной организации соответствующей лицензии.

Проведение экспертизы: от 7 дней

Регистрация экспертизы: до 8 дней

Газоиспользующее оборудование — котлы, производственные печи, технологические линии, утилизаторы и другие установки, использующие газ в качестве топлива в целях выработки тепловой энергии для централизованного отопления, горячего водоснабжения, в технологических процессах различных производств, газорегуляторные установки, газорегуляторные пункты, а также другие приборы, аппараты, агрегаты, технологическое оборудование и установки, использующие газ в качестве сырья.

Данное оборудование входит в сети газораспределения и газопотребления и согласно Федеральному закону №116 “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” относится к категории опасных производственных объектов (ОПО). Это обусловлено использованием взрывоопасного и горючего вещества – природного газа.

Экспертиза промышленной безопасности газопроводов, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления проводится в целях определения и прогнозирования их технического состояния в соответствии с Федеральным законом. Согласно ФЗ-116 ст.13 п.2 – “…Экспертизу промышленной безопасности проводит организация, имеющая лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств ее заказчика…”.

Наша экспертная организация имеет действующую лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, наши эксперты являются высококвалифицированными специалистами высокого уровня, имеющими успешный многолетний опыт работы в сфере проведения промышленной безопасности.

Важно: Время проведения экспертизы промышленной безопасности опасных промышленных объектов может значительно увеличиться. Это связано с выходом Приказа Ростехнадзора №430 от 26.10.2015, в соответствии с которым заключение экспертизы, представленное экспертом, не аттестованным в порядке, предусмотренным постановлением Правительства РФ от 28.05.2015 №509 “Об аттестации экспертов в области промышленной безопасности” не регистрируется органами Ростехнадзора.

На какое газоиспользующее оборудование требуется экспертиза

Экспертизе промышленной безопасности подлежат:
— проекты систем потребления газа ТЭС, РТС, производственных и отопительных котельных, включая системы автоматики безопасности и регулирования процессами горения газа;
— газовое оборудование (технические устройства) газорегуляторного пункта (газорегуляторной установки, шкафного газорегуляторного пункта), далее – ГРП (ГРУ, ШРП), котлов и газотурбинных установок, включая газогорелочные устройства (газовые горелки);
— наружные (подземные, надземные и наземные) и внутренние газопроводы котельных, включая системы защиты от электрохимической коррозии;
— здания, в которых размещено газовое и газоиспользующее оборудование (здания котельных, ГРП, ГРУ структурных подразделений), а также сооружения (газоходов и дымовых труб).

Следует отметить, что экспертиза газового оборудования неразрывно связана с экспертизой промышленной безопасности газопровода.

Когда требуется экспертиза промышленной безопасности газоиспользующего оборудования

Экспертиза и техническое диагностирование газовых устройств, применяемых на ОПО с целью определения их технического состояния, возможности, сроков и условий их дальнейшей эксплуатации проводится в обязательном порядке в следующих случаях:
— оборудование/трубопроводы выработали нормативный ресурс, указанный в паспорте на техническое устройство;
— при отсутствии технической документации (паспорта) на соответствующее техническое устройство;
— после проведения ремонта, реконструкции, модернизации, перепрофилирования объекта;
— аварийного (после аварийного) оборудования;
— при изменении владельца в установленном порядке;
— при изменении технологии эксплуатации (давление, среда, температура);
— при расконсервации технического устройства;
— при обнаружении видимых дефектов при проведении периодических (первичных) осмотров;
— при получении лицензии на право эксплуатации (первично);
— по предписанию органов Ростеднадзора.

Сроки эксплуатации газоиспользующего оборудования установлены в ФНиП “Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления”, утв. Приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 №542, в ч.3, п.48, но весьма ограничено (только по отношению к ТЭС).

“…48. Техническое диагностирование (экспертиза промышленной безопасности) газопроводов, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления ТЭС должно проводиться в целях определения и прогнозирования их технического состояния в соответствии с Федеральным законом “О промышленной безопасности опасных производственных объектов. Сроки эксплуатации газопроводов, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления ТЭС устанавливаются на основе расчетов и указываются в проектной документации…”.

Наиболее детально данный вопрос был прописан в ПБ 12-529-03 “Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления”, который был отменен в июле 2014 г..

Так как требования по срокам проведения промышленной экспертизы четко не прописаны в нормативных документах, следует руководствоваться проектной документацией, в которой указан срок эксплуатации газоиспользующего оборудования.

При отсутствии в проекте или в паспорте технического устройства расчетного срока эксплуатации необходимо руководствоваться ФНиП «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утв. Приказом Ростехнадзора № 538 от 14.11.2013, в ч.1, п.6:

…»6. Техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте подлежит экспертизе (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям): при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;…”.

Документы необходимые для проведения промышленной экспертизы газоиспользующего оборудования

Подготовительные работы, проводимые экспертной организацией, включают:
— изучение технической документации газоиспользующего оборудования (технических устройств);
— составление индивидуальных программ экспертизы газоиспользующего оборудования (технических устройств);
— оформление договора.

Перечень технической и эксплуатационной документации, используемой при экспертизе газоиспользующего оборудования, включает (состав документации может отличаться от приведенного списка):
— паспорт технического устройства;
— акт приемки газоиспользующего оборудования (технического устройства) в эксплуатацию;
— акты приемочных испытаний и обследований, проводимых в процессе эксплуатации газоиспользующего оборудования (технических устройств);
— акты, отчеты о выполненных работах при проведении ремонтов и реконструкции газового оборудования (технических устройств);
— комплект конструкторских чертежей с указанием основных технических решений и всех изменений, внесенных в производстве работ и отметок о согласовании этих изменений с проектной организацией, разработавшей проект газоиспользующего оборудования (технического устройства);
— акты расследования аварий и нарушений технологических процессов, влияющих на сохранность газоиспользующего оборудования (технических устройств);
— документы, отражающие фактические технологические параметры;
— заключения ранее проводимых экспертиз газоиспользующего оборудования (технических устройств) в части выполнения указаний, направленных на обеспечение безопасной эксплуатации.

Этапы проведения экспертизы промышленной безопасности газоиспользующего оборудования

Составление и выдача заключения экспертизы

В случае отрицательного заключения по объекту экспертизы, находящемуся в эксплуатации, экспертная организация обязана:
— немедленно поставить в известность об этом Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору или его территориальный орган для принятия оперативных мер по дальнейшей эксплуатации объекта;
— представить заказчику обоснованные выводы о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в итоговом отчете, или о недопустимости эксплуатации объекта экспертизы ввиду необходимости соблюдения требований промышленной безопасности.

Заключение экспертизы может быть оспорено заказчиком в установленном порядке.

Наши эксперты проведут ЭПБ газового оборудования и зарегистрируют её в Ростехнадзоре. Звоните.

Экспертиза промышленной безопасности

Экспертиза промышленной безопасности

Промышленная безопасность на опасном производстве определяется уровнем защищенности жизненно важных интересов личности и общества от возможных аварий на предприятии и их последствий. В целом, экспертиза промышленной безопасности (ЭПБ) это оценка состояния объекта экспертизы и его соответствия установленным федеральным законодательством и иными подзаконными актами нормам и правилам.

По итогам проведения ЭПБ — оценки соответствия объекта — лицензированная экспертная организация выдает Заключение экспертизы промышленной безопасности, которое регистрируется в Реестре заключений экспертизы промышленной безопасности Ростехнадзора.

Основным содержанием ЭПБ является экспертиза опасных производственных объектов: их определение достаточно обширно, и поэтому его нет в ст. 1 ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Определение опасного производственного объекта (ОПО) дает ст. 2 ФЗ-116

ОПО делятся на 4 класса опасности в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий, произошедших на них:

  • I класс опасности — ОПО чрезвычайно высокой опасности
  • II класс опасности — ОПО высокой опасности
  • III класс опасности — ОПО средней опасности
  • IV класс опасности — ОПО низкой опасности
I класс опасностиОбъекты хранения и уничтожения химического оружия, ОПО спецхими
Шахты угольной промышленности, а также объекты подземных работ, на которых могут произойти взрывы или внезапные выбросы породы, газа и (или) пыли, горные удары
II класс опасности
Для ОПО, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением от 0,005 до 1,2 МПа включительно или сжиженного углеводородного газа под давлением от 0,005 до 1,6 МПа включительно
Для ОПО, на которых используется оборудование, рассчитанное на максимально количество расплава 10 000 кг и более
Для объектов подземных работ не относяшихся к 1 классу, для объектов переработки угля (горючих сланцев) и участков открытых горных работ, с объемом разработки горной массы от 1 млн. м 3 год
III класс опасностиОПО, опасные в части выброса продукции с содержанием сернистого водорода 1-6% объема этой продукции
Для ОПО, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,6 мегапаскаля включительно.
Для ОПО, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимой инфраструкуры, а также иных ОПО, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 мегапаскаля и более (кроме автозаправочных газовых станций) или при температуре рабочей среды 250 градусов цельсия и более
Для подвесных канатных дорог
Для ОПО, на которых используется оборудование, рассчитанное на максимальное количество расплава от 500 до 10 000 килограммов
Для ОПО обогощающие полезные ископаемые (кроме объектов переработки угля и горючих сланцев), и для участков открытых горных работ, годичный объем разработки горной массы составляет от 100 тыс. до 1 млн м 3 год
Для элеваторов, опасных производственных объектов мукомольного, крупяного и комбикормового производства
IV класс опасностиДля объектов, на которых ведутся открытые горные работы, объем разработки горной массы которых составляет менее чем 100 тысяч м 3 в год
Для ОПО, не указанных в предыдущих пунктах

Кроме того, класс опасности можно установить, исходя из количества опасных веществ, находящихся (или могущих находиться) на ОПО:

Наименование опасного вещества

Количество опасного вещества, тонн

Виды экспертиз промышленной безопасности

Статья 13 ФЗ-116 регламентирует объекты, подлежащие экспертизе промбезопасности:

  • экспертиза промбезопасности документации на техническое перевооружение, ликвидацию и консервацию ОПО
  • экспертиза промышленной безопасности обоснования безопасности ОПО
  • экспертиза промбезопасности технических устройств
  • экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений
  • экспертиза промышленной безопасности декларации промышленной безопасности

Кому нужно проводить ЭПБ?

Обязательной экспертиза промышленной безопасности становится тогда, когда объект идентифицирован как опасный производственный. В этом случае экспертизе подлежат следующие объекты:

  • технические устройства, срок эксплуатации которых, согласно паспорта ТУ, истек;
  • здания и сооружения, подлежащие экспертизе промышленной безопасности (для оформления лицензий, для разработки проектной документации, по предписанию контролирующих органов);
  • документация на техническое перевооружение, ликвидацию, консервацию ОПО;
  • декларация промышленной безопасности в случае, если она не идет в составе проектной документации;
  • обоснование безопасности ОПО в случае его необходимости.

В каком порядке проводится экспертиза?

Экспертиза промышленной безопасности включает в себя комплекс мероприятий, которые осуществляются в следующем порядке:

Подготовительный этап

Процедура начинается с информирования заказчика о мероприятиях, которые будут проводиться. Затем оформляется заявка на услуги и обсуждается содержание и ход экспертизы. Составляется календарный план-график работ. Результатом первого этапа являются подготовленные к осуществлению проверки документы, спланированные сроки.

Проведение экспертизы

Для проведения экспертизы промышленной безопасности необходимо предоставить полный пакет необходимых, в зависимости от объекта (в соответствии с законодательством РФ), документов. Либо он должен провести техническую диагностику объекта экспертизы методами неразрушающего контроля с помощью аттестованной лаборатории неразрушающего контроля. Аттестованный эксперт анализирует представленную документацию (в случае диагностики — отчет по итогам диагностики), сравнивает ее с имеющимися в данной области стандартами и делает соответствующие выводы.

Оформление Заключения

По окончанию экспертизы промышленной безопасности разрабатывается Заключение и проводится регистрация заключения ЭПБ в органах Ростехнадзора.

Наши эксперты всегда готовы провести любой вид экспертиз в соответствии с областью лицензирования. Мы не просто выполним Ваш запрос, а, в первую очередь, разберемся в Вашей ситуации, и предложим самое рациональное, экономически выгодное и законодательно правильное решение. Свяжитесь с нами, и мы обязательно поможем!

Оборудование для проведения экспертизы промышленной безопасности

Напоминаем Вам, что в соответствии с требованиями статьи.

Популярный отраслевой ресурс собрал вопросы пользователей.

Наши документы

Наши разрешительные документы.

Социальная сеть экспертов

Общение экспертов и специалистов в области ЭПБ и ОПО

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ОПАСНОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕКТА

ЭКСПЕРТИЗА ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ТЕХНИЧЕСКОЕ ДИАГНОСТИРОВАНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ

  • ГЛАВНАЯ
    общие сведения
  • О КОМПАНИИ
    информация о нас
  • Вы здесь:  
  • ГлавнаяЭкспертиза промышленной безопасности газоиспользующего оборудования | Проведение и регистрация
  • О КОМПАНИИЭкспертиза промышленной безопасности газоиспользующего оборудования | Проведение и регистрация
  • Актуальная важная информацияЭкспертиза промышленной безопасности газоиспользующего оборудования | Проведение и регистрация
  • Приказ Ростехнадзора от 20.10.2020 N 420 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности"

Актуальное и важное! Изменения и постановления.

  • Отмена экспертизы промышленной безопасности.
  • Приказ Ростехнадзора от 20.10.2020 N 420 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»
  • Постановление Правительства от 01.10.2020 № 1580
  • Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1477 О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности
  • Постановление Правительства от 15.09.2020 № 1437

Приказ Ростехнадзора от 20.10.2020 N 420 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности"

Зарегистрирован 11.12.2020 г. № 61391
Опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 11.12.2020 г.
Вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Имя файла: Приказ Ростехнадзора от 20.10.2020 N 420

Имя файла: Приказ Ростехнадзора от 20.10.2020 N 420

Зарегистрировано в минюстеherb3

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
(РОСТЕХНАДЗОР)
Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной
безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»

В соответствии со статьёй 5 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3588; 2018, №31, ст. 4860), подпунктом 5.2.2.16 (1) пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3348; 2020, № 27, ст. 4248), приказываю:

  1. Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности».
  2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Руководитель aleshinА.В. Алешин

Утверждены
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 20 октября 2020 г. № 420

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности
«Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»

I. Общие положения

1. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» (далее — Правила) устанавливают процедуру проведения экспертизы промышленной безопасности (далее — экспертиза), требования к оформлению заключения экспертизы и требования к экспертам в области промышленной безопасности (далее — эксперты).

2. Правила применяются при проведении экспертизы объектов, предусмотренных пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — объекты экспертизы).

3. Правила не применяются при проведении страховщиком экспертизы опасного объекта, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст. 4194; 2018, № 52, ст. 8102).

4. Техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте, подлежит экспертизе (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям):

  • до начала применения на опасном производственном объекте;
  • по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;
  • при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
  • после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

5. Здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе:

  • в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;
  • в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;
  • после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;
  • по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы.

6. Экспертиза технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, используемых в интересах обороны и безопасности государства, производится с учетом требований законодательства Российской Федерации об обороне и о защите государственной тайны.

II. Требования к экспертам

7. Экспертом в области промышленной безопасности (далее — эксперт) является физическое лицо, аттестованное в установленном Правительством Российской Федерации порядке , которое обладает специальными познаниями в области промышленной безопасности, соответствует требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, и участвует в проведении экспертизы.

8. Эксперт первой категории должен соответствовать следующим требованиям:

1) иметь высшее образование;
2) иметь стаж работы не менее 10 лет по специальности, соответствующей его области (областям) аттестации;
3) знать нормативные правовые акты Российской Федерации в области промышленной безопасности, средства измерений и оборудование, а также методы технического диагностирования, неразрушающего и разрушающего контроля технических устройств, обследования зданий и сооружений, оценки риска аварии на опасном производственном объекте и связанных с ней угроз негативных последствий, необходимых для осуществления экспертизы;
4) иметь опыт проведения не менее 15 экспертиз.

9. Эксперт второй категории должен соответствовать следующим требованиям:

1) иметь высшее образование;
2) иметь стаж работы не менее 7 лет по специальности, соответствующей его области (областям) аттестации;
3) знать нормативные правовые акты Российской Федерации в области промышленной безопасности, средства измерений и оборудование, а также методы технического диагностирования, неразрушающего и разрушающего контроля технических устройств, обследования зданий и сооружений, оценки риска аварии на опасном производственном объекте и связанных с ней угроз негативных последствий, необходимых для осуществления экспертизы;
4) иметь опыт проведения не менее 10 экспертиз.

10. Эксперт третьей категории должен соответствовать следующим требованиям:

1) иметь высшее образование;
2) иметь стаж работы не менее 5 лет по специальности, соответствующей его области (областям) аттестации;
3) знать нормативные правовые акты Российской Федерации в области промышленной безопасности, средства измерений и оборудование, а также методов технического диагностирования, неразрушающего и разрушающего контроля технических устройств, обследования зданий и сооружений, оценки риска аварии на опасном производственном объекте и связанных с ней угроз негативных последствий, необходимых для осуществления экспертизы.

11. Эксперту запрещается участвовать в проведении экспертизы в отношении опасных производственных объектов, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании организации, в трудовых отношениях с которой он состоит.

Эксперт, которому известны обстоятельства, препятствующие его привлечению к проведению экспертизы либо не позволяющие ему соблюдать принципы ее проведения, установленные пунктом 13 настоящих Правил, не должен участвовать в проведении экспертизы.

12. Эксперты обязаны:

  • определять соответствие объектов экспертизы промышленной безопасности требованиям промышленной безопасности путем проведения анализа материалов, предоставленных на экспертизу промышленной безопасности, и фактического состояния технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, подготавливать заключение экспертизы промышленной безопасности и предоставлять его руководителю организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности;
  • обеспечивать объективность и обоснованность выводов заключения экспертизы;
  • обеспечивать сохранность документов и конфиденциальность сведений, представленных на экспертизу.

III. Проведение экспертизы

13. Экспертиза проводится с целью определения соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности и основывается на принципах независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

14. Срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать трех месяцев со дня получения экспертной организацией от заказчика экспертизы (далее — заказчик) комплекта необходимых материалов и документов. Срок проведения экспертизы может быть продлен по соглашению сторон.

15. Экспертизу проводят организации, имеющие лицензию на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности, за счет средств ее заказчика.

16. Организации, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, запрещается проводить данную экспертизу в отношении опасных производственных объектов, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, а также в отношении иных объектов экспертизы, связанных с такими опасными производственными объектами. Заключение экспертизы, составленное с нарушением данного требования, не может быть использовано для целей, установленных законодательством Российской Федерации.

17. Руководителем организации, проводящей экспертизу, определяются участвующие в проведении экспертизы эксперт или группа экспертов, область аттестации которых соответствует объекту экспертизы.

В случае участия в экспертизе группы экспертов, может быть определен руководитель группы экспертов, обеспечивающий обобщение результатов, своевременность проведения экспертизы и подготовку заключения экспертизы. Область аттестации руководителя группы экспертов должна соответствовать объекту экспертизы.

18. В проведении экспертизы в отношении опасных производственных объектов I класса опасности вправе участвовать эксперты первой категории, аттестованные в области аттестации, соответствующей объекту экспертизы, в порядке, установленном Положением.

19. В проведении экспертизы в отношении опасных производственных объектов II класса опасности вправе участвовать эксперты первой и (или) второй категории, аттестованные в области аттестации, соответствующей объекту экспертизы, в порядке, установленном Положением.

20. В проведении экспертизы в отношении опасных производственных объектов III и IV классов опасности вправе участвовать эксперты первой, и (или) второй, и (или) третьей категории, аттестованные в области аттестации, соответствующей объекту экспертизы, в порядке, установленном Положением.

21. Экспертная организация приступает к проведению экспертизы после: предоставления заказчиком необходимых для проведения экспертизы документов;

предоставления образцов технических устройств либо обеспечения доступа экспертов к техническим устройствам, зданиям и сооружениям, применяемым на
опасном производственном объекте.

22. Заказчик обязан предоставить безопасный доступ экспертам, участвующим в проведении экспертизы, к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, к зданиям и сооружениям опасных производственных объектов, в отношении которых проводится экспертиза.

Эксперты, участвующие в проведении экспертизы, обязаны соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте, установленные заказчиком.

23. При проведении экспертизы устанавливается полнота и достоверность относящихся к объекту экспертизы документов, предоставленных заказчиком, оценивается фактическое состояние технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах.

Для оценки фактического состояния зданий и сооружений проводится их обследование.
Техническое диагностирование технических устройств проводится для оценки фактического состояния технических устройств в следующих случаях:
а) при проведении экспертизы по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем, либо при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
б) при проведении экспертизы после проведения восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство;
в) при обнаружении экспертами дефектов, вызывающих сомнение в прочности конструкции, или дефектов неизвестного происхождения.

24. При проведении экспертизы технических устройств выполняются:

а) анализ документации, относящейся к техническим устройствам (включая акты расследования аварий и инцидентов, связанных с эксплуатацией технических устройств, заключения экспертизы ранее проводимых экспертиз) и режимам эксплуатации технических устройств (при наличии);
б) расчетные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния технических устройств (в случаях, при которых проводится техническое диагностирование технических устройств).

25. Техническое диагностирование технических устройств включает следующие мероприятия:

а) визуальный и измерительный контроль;
б) оперативное (функциональное) диагностирование для получения информации о состоянии, фактических параметрах работы, фактического нагружения технического устройства в реальных условиях эксплуатации;
в) определение действующих повреждающих факторов, механизмов повреждения и восприимчивости материала технического устройства к механизмам повреждения;
г) оценку качества соединений элементов технического устройства (при наличии);
д) выбор методов неразрушающего или разрушающего контроля, наиболее эффективно выявляющих дефекты, образующиеся в результате воздействия установленных механизмов повреждения (при наличии);
е) неразрушающий контроль или разрушающий контроль металла и сварных соединений технического устройства (при наличии);
ж) оценку выявленных дефектов на основании результатов визуального и измерительного контроля, методов неразрушающего или разрушающего контроля;
з) исследование материалов технического устройства;
и) расчетные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния технического устройства, включающие анализ режимов работы и исследование напряженно-деформированного состояния;
к) оценку остаточного ресурса (срока службы).

26. При проведении экспертизы зданий и сооружений анализируются:

а) проектная и исполнительная документация на строительство, реконструкцию здания (сооружения), разрешение на ввод в эксплуатацию здания (сооружения);
б) документы, удостоверяющие качество строительных конструкций и материалов;
в) акты расследования аварий;
г) заключения экспертизы ранее проводимых экспертиз здания (сооружения);
д) эксплуатационная документация, документация о текущих и капитальных ремонтах, документация об изменениях конструкций зданий (сооружений).

27. Обследование зданий и сооружений включает следующие мероприятия:

а) определение соответствия строительных конструкций зданий и сооружений проектной документации и требованиям нормативных документов, выявление дефектов и повреждений элементов и узлов конструкций зданий и сооружений с составлением ведомостей дефектов и повреждений;
б) определение пространственного положения строительных конструкций зданий и сооружений, их фактических сечений и состояния соединений;
в) определение степени влияния гидрологических, аэрологических и атмосферных воздействий (при наличии);
г) определение фактической прочности материалов и строительных конструкций зданий и сооружений в сравнении с проектными параметрами;
д) оценку соответствия площади и весовых характеристик легкосбрасываемых конструкций зданий и сооружений требуемой величине, обеспечивающей взрывоустойчивость объекта (при наличии);
е) изучение химической агрессивности производственной среды в отношении материалов строительных конструкций зданий и сооружений;
ж) определение степени коррозии арматуры и металлических элементов строительных конструкций (при наличии);
з) поверочный расчет строительных конструкций зданий и сооружений с учетом выявленных при обследовании отклонений, дефектов и повреждений, фактических (или прогнозируемых) нагрузок и свойств материалов этих конструкций;
и) оценку остаточной несущей способности и пригодности зданий и сооружений к дальнейшей эксплуатации.

28. При экспертизе документации на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта выполняется анализ мероприятий, направленных на обеспечение промышленной безопасности при остановке объекта, а также исключение аварий и инцидентов при осуществлении работ по консервации, ликвидации опасного производственного объекта.

29. При экспертизе документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, выполняется анализ принятых технических решений и мероприятий на предмет их соответствия действующим требованиям промышленной безопасности.

30. Экспертная организация вправе привлекать к проведению технического диагностирования, неразрушающего контроля, разрушающего контроля технических устройств, а также к проведению обследований зданий и сооружений иные организации или лиц, владеющих необходимым оборудованием для проведения указанных работ.

В случаях, когда заказчик имеет в своем штате специалистов по техническому диагностированию, обследованию зданий и сооружений, неразрушающему контролю, разрушающему контролю, допускается привлекать данных специалистов заказчика к выполнению этих работ и учитывать результаты работ, выполненных указанными специалистами при оформлении заключения экспертизы. При этом в заключении экспертизы должны указываться виды работ, выполняемые специалистами заказчика.

31. Акты по результатам проведения технического диагностирования, неразрушающего контроля, разрушающего контроля технических устройств, обследования зданий и сооружений составляются и подписываются лицами, проводившими работы, и руководителем проводившей их организации или руководителем организации, проводящей экспертизу, и прикладываются к заключению экспертизы.

IV. Оформление заключения экспертизы

32. Результатом проведения экспертизы является заключение в письменной форме, которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу, и экспертом (экспертами), участвовавшим (участвовавшими) в проведении экспертизы, либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированными электронными подписями руководителя организации, проводившей экспертизу, и эксперта (экспертов), участвовавшего (участвовавших) в проведении экспертизы.14

33. Экспертная организация должна осуществлять учет выданных заключений экспертизы и хранить их копии.

34. Заключение экспертизы должно содержать:

1) титульный лист с указанием наименования заключения экспертизы;
2) вводную часть, включающую:
указание на конкретные структурные единицы нормативных правовых актов в области промышленной безопасности (пункт, подпункт, часть, статья) на соответствие которым проводится оценка соответствия объекта экспертизы;
сведения об экспертной организации (наименование организации, её организационно-правовая форма, дата выдачи лицензии на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности, её номер);
сведения об экспертах, принимавших участие в проведении экспертизы (фамилия, имя, отчество (при наличии), регистрационный номер квалификационного удостоверения эксперта);
3) наименование объекта экспертизы, на который распространяется действие заключения экспертизы;
4) данные о заказчике (наименование организации, её организационно-правовая форма);
14 Пункт 4 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
5) цель экспертизы;
6) сведения о рассмотренных в процессе экспертизы документах с указанием объема материалов, имеющих шифр, номер, марку или другую индикацию, необходимую для идентификации;
7) краткую характеристику и назначение объекта экспертизы;
8) результаты проведенной экспертизы со ссылками на конкретные структурные единицы нормативных правовых актов в области промышленной безопасности;
9) выводы заключения экспертизы;
10) приложения, предусмотренные пунктом 31 настоящих Правил;
11) сведения о проведенных мероприятиях и о результатах технического диагностирования технических устройств, обследования зданий и сооружений (при их проведении).

35. Заключение экспертизы должно содержать один из следующих выводов о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности (кроме экспертизы декларации промышленной безопасности и обоснования безопасности опасного производственного объекта):

1) объект экспертизы соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при эксплуатации опасного производственного объекта;
2) объект экспертизы не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при условии внесения соответствующих изменений в документацию или выполнения соответствующих мероприятий в отношении технических устройств либо зданий и сооружений (в заключении указываются изменения, после внесения которых документация будет соответствовать требованиям промышленной безопасности, либо мероприятия (в том числе мероприятия, компенсирующие несоответствия), после проведения которых или при выполнении которых в процессе применения техническое устройство, здания, сооружения будут соответствовать требованиям промышленной безопасности);
3) объект экспертизы не соответствует требованиям промышленной безопасности и не может быть применен при эксплуатации опасного производственного объекта.

36. По результатам экспертизы технического устройства, зданий и сооружений опасных производственных объектов в заключении экспертизы должны дополнительно приводиться сведения о расчетных и аналитических процедурах оценки и прогнозирования технического состояния объекта экспертизы, включающие определение остаточного ресурса (срока службы) с отражением в выводах заключения экспертизы установленного срока дальнейшей безопасной эксплуатации объекта экспертизы, с указанием условий дальнейшей безопасной эксплуатации.

37. По результатам проведения экспертизы декларации промышленной безопасности в заключении экспертизы должны содержаться следующие выводы:

  • об обоснованности применяемых физико-математических моделей и использованных методов расчета последствий аварии и показателей риска;
  • о правильности и достоверности выполненных расчетов по анализу риска, а также полноты учета факторов, влияющих на конечные результаты;
  • о вероятности реализации принятых сценариев аварий и возможности выхода поражающих факторов этих аварий за границу опасного производственного объекта, а также последствиях воздействия поражающих факторов на население, другие объекты, окружающую среду;
  • о достаточности мер предотвращения проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц.

38. При проведении экспертизы обоснования безопасности опасного производственного объекта или вносимых в него изменений в заключении экспертизы должны содержаться следующие сведения:

  • оценка полноты и достоверности информации, представленной в обосновании безопасности;
  • оценка полноты и достаточности мероприятий, компенсирующих отступления от норм и правил в области промышленной безопасности;
  • оценка обоснованности результатов оценки риска аварий, в том числе адекватности применяемых физико-математических моделей и использованных методов расчетов по оценке риска, правильности и достоверности этих расчетов, а также полноты учета всех факторов, влияющих на конечные результаты;
  • оценка учета современного опыта эксплуатации, капитального ремонта, консервации и ликвидации опасных производственных объектов в обосновании безопасности;
  • оценка полноты требований к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации или ликвидации опасного производственного объекта, установленных в обосновании безопасности.

39. Заключение экспертизы обоснования безопасности опасного производственного объекта содержит один из следующих выводов:
1) обоснование безопасности опасного производственного объекта
соответствует требованиям промышленной безопасности;
2) обоснование безопасности опасного производственного объекта не соответствует требованиям промышленной безопасности.

40. Заключение экспертизы представляется заказчиком в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контрольные и (или) надзорные функции в области промышленной безопасности на опасном производственном объекте, в отношении которого проведена экспертиза (его территориальный орган), для внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности.15

1 Пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
2 Положение об аттестации экспертов в области промышленной безопасности, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2015 г. № 509 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 23, ст. 3313; 2020, № 30, ст. 4898) (далее — Положение).

3 Статья 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
4 Подпункт «а» пункта 16 Положения.
5 Подпункт «а» пункта 16 Положения.

6 Подпункт «а» пункта 16 Положения.
7 Пункт 10 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

8 Пункт 9 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
9 Пункт 3 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
10 Пункт 2 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

11 Пункт 2 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
12 Пункт 3 статьи 2 Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
13 Пункт 3 статьи 2 Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

14 Пункт 4 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

15 Пункт 5 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Источник https://www.ruspromexpert.ru/uslugi/ekspertiza_gazoispolzujushego_oborudovaniya/

Источник https://gk-rte.ru/services/prombez/ekspertiza-promyshlennoy-bezopasnosti/

Источник https://hna34.ru/o-kompanii/aktual-naya-vazhnaya-informatsiya/241-prikaz-rostekhnadzora-ot-20-10-2020-420.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.