Перейти к содержанию

Выбор и монтаж задвижек диаметром до 100 мм

Выбор и монтаж задвижек диаметром до 100 мм

Задвижки диаметром до 100 мм широко применяются в системах водоснабжения, отопления, вентиляции и других инженерных коммуникациях. Они предназначены для перекрытия потока рабочей среды, как правило, воды, пара или газа. При выборе задвижки необходимо учитывать ряд факторов, таких как рабочее давление, температура, тип среды, а также условия эксплуатации.

Определение типа задвижки

Выбор типа задвижки зависит от конкретных условий эксплуатации и требований к системе. Рассмотрим основные типы задвижек диаметром до 100 мм⁚

  • Задвижка клиновая ⏤ наиболее распространенный тип, характеризуется простотой конструкции и доступной ценой. В ней запорный элемент ⏤ клиновой диск, который при повороте штока перекрывает проходное сечение. Клиновые задвижки могут быть с параллельным или с уплотнительным клином. Параллельный клин обеспечивает более плотное прилегание, но требует больших усилий для открытия/закрытия. Уплотнительный клин обеспечивает меньшее усилие, но может иметь меньшую герметичность.
  • Задвижка шиберная — применяется для перекрытия потока больших объемов рабочей среды. В ней запорный элемент ⏤ прямоугольный шибер, который перемещается перпендикулярно потоку. Шиберные задвижки обычно используются для перекрытия больших трубопроводов, но могут применяться и для небольших диаметров.
  • Задвижка дисковая — отличается высокой герметичностью и долговечностью. В ней запорный элемент ⏤ диск с уплотнительным кольцом, который вращается вокруг своей оси. Дисковые задвижки могут быть с поворотным или с поворотно-поступательным движением. В первом случае диск вращается на 90 градусов, во втором, поворачивается и перемещается вдоль оси.
  • Задвижка шаровая ⏤ отличается компактностью и быстротой перекрытия потока. В ней запорный элемент — шар с проходным отверстием, который поворачивается на 90 градусов, перекрывая поток. Шаровые задвижки обеспечивают высокую герметичность, но могут быть менее долговечны, чем другие типы.

При выборе типа задвижки также необходимо учитывать условия эксплуатации⁚ рабочее давление, температура, тип рабочей среды, наличие вибраций и ударов.

Выбор материала задвижки

Материал задвижки должен соответствовать типу рабочей среды, условиям эксплуатации и требованиям к коррозионной стойкости. Рассмотрим наиболее распространенные материалы⁚

  • Чугун ⏤ недорогой и прочный материал, хорошо подходит для систем водоснабжения и отопления с невысоким рабочим давлением. Чугунные задвижки устойчивы к коррозии, но могут быть хрупкими при низких температурах.
  • Сталь ⏤ более прочный и износостойкий материал, чем чугун. Стальные задвижки применяются в системах с высоким рабочим давлением и температурой. Для повышения коррозионной стойкости сталь может быть покрыта цинком, хромом или никелем.
  • Нержавеющая сталь ⏤ обладает высокой коррозионной стойкостью и устойчивостью к агрессивным средам. Нержавеющие задвижки используются в системах с химически активными веществами, пищевой промышленности, фармацевтике и других отраслях, где требуется высокая чистота.
  • Латунь — прочный и устойчивый к коррозии материал, хорошо подходит для систем водоснабжения и отопления. Латунные задвижки отличаются высокой прочностью и износостойкостью.
  • Пластик — легкий и коррозионностойкий материал, применяется в системах водоснабжения и отопления с невысоким рабочим давлением. Пластиковые задвижки отличаются доступной ценой и простотой монтажа.

Выбор материала задвижки должен быть основан на анализе условий эксплуатации и требований к системе.

Установка задвижки

Установка задвижки ⏤ это ответственный процесс, который требует соблюдения определенных правил и рекомендаций. Правильно установленная задвижка обеспечит надежную работу системы и предотвратит протечки.

Перед началом монтажа необходимо подготовить рабочее место, обеспечить доступ к месту установки и подготовить необходимые инструменты⁚

  • Ключи — для затяжки и ослабления резьбовых соединений.
  • Гаечные ключи ⏤ для крепления задвижки к трубопроводу.
  • Уровень ⏤ для проверки горизонтальности установки.
  • Ленточный герметик ⏤ для уплотнения резьбовых соединений.
  • Фум-лента — для уплотнения резьбовых соединений.
  • Пассатижи — для работы с проводами.

Процесс установки задвижки включает в себя следующие этапы⁚

  1. Разметка и подготовка места установки, необходимо определить место установки задвижки, убедиться в наличии свободного пространства для ее монтажа и обеспечить доступ к запорному механизму.
  2. Монтаж задвижки на трубопровод — задвижка крепится к трубопроводу с помощью фланцев, муфт или сварки. При использовании фланцев необходимо обеспечить правильное совмещение фланцев и использовать уплотнительные прокладки для герметичности соединения.
  3. Проверка герметичности соединения — после установки задвижки необходимо проверить герметичность всех соединений. Для этого можно использовать мыльный раствор или специальный герметик.
  4. Проверка работоспособности, после установки задвижки необходимо убедиться в том, что она работает исправно. Для этого необходимо несколько раз открыть и закрыть задвижку.

Важно помнить, что установка задвижки должна производиться квалифицированным специалистом с учетом всех требований безопасности.

Проверка герметичности

Проверка герметичности задвижки – это обязательный этап после ее монтажа. Отсутствие протечек гарантирует надежную работу системы и предотвращает нежелательные последствия, такие как⁚

  • Потери рабочей среды ⏤ протечки могут привести к потере воды, пара или газа, что может быть как экономически невыгодным, так и опасным для окружающей среды.
  • Повреждение оборудования ⏤ протечки могут привести к коррозии и повреждению трубопроводов, а также к выходу из строя других элементов системы.
  • Пожары — протечки горючих материалов могут привести к пожарам.
  • Затопления ⏤ протечки воды могут привести к затоплениям помещений.

Существует несколько способов проверки герметичности задвижки⁚

  1. Визуальный осмотр ⏤ первым этапом проверки является визуальный осмотр задвижки и всех ее соединений на наличие видимых протечек. При этом необходимо обратить внимание на наличие влаги, капель или пара.
  2. Использование мыльного раствора ⏤ этот метод подходит для проверки герметичности резьбовых соединений. Нанесите мыльный раствор на соединение и проверьте, не появляются ли пузыри.
  3. Использование герметика ⏤ для проверки герметичности можно использовать специальный герметик, который наносится на соединение и позволяет обнаружить даже незначительные протечки.
  4. Проверка под давлением — этот метод используется для проверки герметичности всей системы. В систему подается давление, которое превышает рабочее давление, и проверяется, не наблюдаеться ли падение давления.

Важно помнить, что проверка герметичности должна проводиться регулярно, особенно после проведения ремонтных работ или после длительного простоя системы.