Перейти к содержанию

Автономная газификация промышленных объектов

Автономная газификация промышленных объектов

Мы много говорили о том, что такое автономное газоснабжение, но чаще всего именно в разрезе установки в жилых домах. В этой статье мы подробно рассмотрим, особенности автономной газификации коммерческих и производственных объектов.

Такие помещения не относятся к индивидуальному жилищному строительству. Установка резервуаров для хранения сжиженного газа на таких объектах автоматически переводит их в категорию ОПО (опасный производственный объект). Но сегодня мы рассмотрим только различия в техническом оснащении ГРУ (групповая резервуарная установка) для автономной газификации.

  • Фундаментной плиты. .
  • Пластикового газопровода.
  • Конденсатосборника.
  • Цокольного ввода.

Для автономного газоснабжения, например, складского комплекса с отапливаемой площадью 10 000 м 2 и высотой потолков 12 метров, со средней температурой в помещении 16 градусов потребуется организовать автономное газоснабжение котельной с мощностью, около, 3 МВт.

Подготовка к автономной газификации

Что нужно сделать, чтобы правильно подобрать оборудование и получить разрешение на его эксплуатацию?

Схематическое изображение групповой резервуарной установки
Схематическое изображение групповой резервуарной установки

Рассмотрим основные этапы:

  • Прежде всего, потребуется разработать проект газоснабжения, состоящий из нескольких разделов. Потом провести экспертизу промышленной безопасности этого проекта в организации, имеющей лицензию на проведение таких экспертиз. Для контроля за ходом строительства заказчик должен пригласить специалиста технического надзора, который будет следить, чтобы строительство проводилось согласно проекту, и он же заверяет своей подписью все акты скрытых и выполненных работ.
  • В дальнейшем на основании этих актов, заверенных техническим надзором, будет проводиться регистрация сосудов в местном органе Ростехнадзора.

Фото противопожарного инвентаря для групповой резервуарной установки
Противопожарный инвентарь для групповой резервуарной установки

Что касается комплектации оборудования, то для автономного газоснабжения котельной такой мощности потребуются:

  • Два резервуара по 25 м 3 .
  • Испарительная установка мощностью 260-300 кг/час.

Подземный газопровод должен быть выполнен из стальной бесшовной трубы диаметром от DN76 до DN89. Резервуары и испарительная установка должны быть окружены проветриваемым ограждением (сетка-рабица или 3D ограждение). Внутри ограждения должен быть установлен молниеотвод, подсоединенный к контуру заземления.

Фото резервуаров для СУГ, испарительной установки Фасэнергомаш, ограждения
Резервуары для СУГ, испарительная установка Фасэнергомаш, ограждение

Подбираем объем газгольдера

Если для автономного газоснабжения частных жилых домов мы используем газгольдеры объемом 2,7-10 м 3 , в которых газ испаряется за счет положительной температуры окружающего газгольдер грунта, то для газоснабжения котельных от 200 кВт тепла земли может оказаться недостаточно. В таких случаях для увеличения производительности испарения газа нужно устанавливать испаритель или испарительную установку. Конечно, можно установить для такой котельной один резервуар на 20 м 3 и естественного испарения газа будет достаточно. Но цена такого вопроса – 900 000 рублей. Гораздо выгоднее использовать газгольдер 10 м 3 и испаритель газа на 20 кг/час стоимостью 75000 рублей.

Фото ГРУ и блочно-модульной котельной
Общий вид ГРУ и блочно-модульной котельной

Дополнительное оборудование

Для защиты газгольдеров от блуждающих токов потребуется установка анодно-катодной защиты на каждую емкость отдельно. Также потребуется установить такой же комплект для защиты подземного стального газопровода. Подземный стальной газопровод требуется изолировать с двух сторон установкой ИФС (изолирующих фланцевых соединений). На горловинах газгольдеров рекомендуется установить детекторы утечки газа, чтобы вовремя заметить утечку газа в случае выхода из строя шаровых кранов и уплотнительных материалов на фланцах емкости.

В заключение, хотим отметить, что помимо регистрации газгольдеров в Ростехнадзоре, для запуска системы в эксплуатацию, вам потребуется получить разрешение на эксплуатацию резервуарной установки, но это отдельная история.

Если у вас есть необходимость в автономной газификации любого коммерческого или промышленного объекта мы будем рады сотрудничеству. Звоните!

Посмотрите другие полезные статьи:

Почему обмерзает регулятор давления?

Почти 80 % владельцев новых газгольдеров сталкиваются с внутренним обмерзанием регуляторов давления. Начинается это, как правило, в первые дни ночных …

Котельные 2000-3000 кВт

Газовые котельные 2000-3000 кВт для производства Компания ООО «Русский Газ» предлагает установку котельного оборудования на газовом топливе. Выполняем подбор, проектирование, …

Автономная газификация котельной 70 кВт для частного дома.

В нашу компанию обратился владелец частного дома с общей отапливаемой площадью 700 м2 с просьбой посчитать стоимость перевода его дизельного …

Промышленный газ — Industrial gas

Промышленные газы являются газообразный материалы, которые изготовлен для использования в промышленность. Основные предоставляемые газы: азот, кислород, углекислый газ, аргон, водород, гелий и ацетилен, хотя многие другие газы и смеси также доступны в газовых баллонах. Промышленность, производящая эти газы, также известна как промышленный газ, которая также включает поставку оборудования и технологий для производства и использования газов. [1] Их продукция является частью более широкой химическая индустрия (где промышленные газы часто рассматриваются как «специальные химикаты»).

Промышленные газы используются в самых разных отраслях промышленности, в том числе: нефть и газ, нефтехимия, химикаты, мощность, добыча полезных ископаемых, сталеплавильное производство, металлы, защита окружающей среды, лекарство, фармацевтические препараты, биотехнология, еда, воды, удобрения, атомная энергия, электроника и аэрокосмический. Промышленный газ продается другим промышленным предприятиям; обычно состоит из крупных заказов на корпоративный промышленные клиенты, охватывающие диапазон размеров от строительства технологического объекта или трубопровода до подачи баллонного газа.

Немного торговля масштабный бизнес осуществляется, как правило, за счет связанных местные агенты кто поставляется оптовые продажи. Этот бизнес охватывает продажа или же Наем газовых баллонов и сопутствующего оборудования на торговцы а иногда и широкая публика. Сюда входят такие продукты, как воздушный шар гелий, раздаточные газы для пивные бочонки, сварочные газы и сварочное оборудование, СУГ и медицинский кислород.

Розничная торговля продажи малых объемов газа не ограничиваются только промышленными газовыми компаниями или их агентами. Для подачи сжиженного нефтяного газа, бутана, пропана, диоксида углерода или закиси азота доступно большое количество переносимых вручную небольших газовых баллонов, которые можно назвать баллонами, баллонами, картриджами, капсулами или канистрами. Примеры Зарядные устройства для взбитых сливок, powerlets, кемпинг и газировка.

Содержание

Ранняя история газов

Первый газ из окружающей среды, использованный людьми, почти наверняка был воздуха когда было обнаружено, что если дуть или раздуть огонь, он загорится ярче. Люди также использовали теплые газы от огня к курить продукты и пар из кипятка для приготовления пищи.

Углекислый газ был известен с древних времен как побочный продукт ферментация, особенно для напитки, который впервые был задокументирован датируемым 7000–6600 гг. до н. э. в Цзяху, Китай. [2] Натуральный газ использовался китайцами примерно в 500 г. до н. э. когда они обнаружили возможность транспортировки газа, просачивающегося из-под земли по неочищенным трубам из бамбука, туда, где он использовался для кипячения морской воды. [3] Диоксид серы римляне использовали в виноделии, так как было обнаружено, что горение свечи из серы [4] внутри пустые сосуды для вина сохранят их свежесть и предотвратят запах уксуса. [5]

Раннее понимание состояло из эмпирическое доказательство и протонаука из алхимия; однако с появлением научный метод [6] и наука из химияэти газы были положительно идентифицированы и поняты.

В история химии сообщает нам, что ряд газов был идентифицирован и либо обнаружен, либо впервые произведен в относительно чистой форме во время Индустриальная революция XVIII и XIX веков известными химики в их лаборатории. Хронология приписываемых открытий для различных газов: двуокись углерода (1754 г.), [7] водород (1766 г.), [8] [9] азот (1772 г.), [8] закись азота (1772 г.), [10] кислород (1773 г.), [8] [11] [12] аммиак (1774 г.), [13] хлор (1774 г.), [8] метан (1776 г.), [14] сероводород (1777 г.), [15] окись углерода (1800), [16] хлористый водород (1810 г.), [17] ацетилен (1836 г.), [18] гелий (1868) [8] [19] фтор (1886 г.), [8] аргон (1894 г.), [8] криптон, неон и ксенон (1898 г.) [8] и радон (1899 г.). [8]

Двуокись углерода, водород, закись азота, кислород, аммиак, хлор, двуокись серы и произведенный топливный газ уже использовались в 19 веке и в основном использовались в еда, охлаждение, лекарство, и для топливо и газовое освещение. [20] Например, газированная вода производился с 1772 года, а в коммерческих целях с 1783 года хлор впервые был использован для отбеливания тканей в 1785 году. [21] и оксид азота Впервые был использован для анестезии в стоматологии в 1844 году. [10] В то время газы часто производились для немедленного использования. химические реакции. Ярким примером генератора является Аппарат Киппса который был изобретен в 1844 г. [22] и может использоваться для генерации таких газов, как водород, сероводород, хлор, ацетилен и диоксид углерода простым реакции выделения газа. Ацетилен коммерчески производился с 1893 года, а генераторы ацетилена использовались примерно с 1898 года для производства газа для газовая кухня и газовое освещениеОднако электричество стало более практичным для освещения, и после того, как с 1912 года сжиженный нефтяной газ начал коммерчески производиться, использование ацетилена для приготовления пищи сократилось. [20]

Когда газы были обнаружены и произведены в скромных количествах, процесс индустриализация подстрекаемый инновации и изобретение из технологии для производства большего количества этих газов. Известные разработки в области промышленного производства газов включают: электролиз воды для производства водорода (в 1869 г.) и кислорода (с 1888 г.) Брин процесс для производства кислорода, который был изобретен в 1884 году, хлорно-щелочной процесс производить хлор в 1892 г. и Процесс Хабера для производства аммиака в 1908 году. [23]

Развитие использования в холодильной технике также позволило добиться прогресса в кондиционер и сжижение газов. Впервые диоксид углерода был сжижен в 1823 году. Парокомпрессионное охлаждение цикл с использованием эфир был изобретен Джейкоб Перкинс в 1834 г. и аналогичный цикл с использованием аммиак был изобретен в 1873 году, а другой — с диоксидом серы в 1876 году. [20] Жидкий кислород и Жидкий азот оба были впервые сделаны в 1883 году; Жидкий водород был впервые сделан в 1898 году и жидкий гелий в 1908 г. СУГ был впервые сделан в 1910 году. Патент на СПГ был подан в 1914 году, а первая коммерческая продукция произведена в 1917 году. [24]

Хотя ни одно событие не знаменует собой начало газовой промышленности, многие считают, что это было 1880-е годы, когда было построено первое устройство высокого давления. газовые баллоны. [20] Первоначально баллоны в основном использовались для углекислого газа в карбонизация или розлив напитков. В 1895 году холодильные компрессионные циклы получили дальнейшее развитие, чтобы сжижение воздуха, [25] в первую очередь Карл фон Линде [26] позволяя производить большее количество кислорода, и в 1896 году открытие, что большие количества ацетилена могут быть растворены в ацетон невзрывоопасность позволила безопасно разливать ацетилен в бутылки. [27]

Особенно важным использованием была разработка сварка резка металла кислородом и ацетиленом с начала 1900-х годов. По мере развития процессов производства других газов, гораздо больше газов стали продаваться в баллонах без необходимости газогенератор.

Технология добычи газа

Разделение воздуха растения уточнять воздух в процесс разделения и таким образом разрешить массовое производство азот и аргон в дополнение к кислороду — эти три часто также производятся как криогенный жидкость. Для достижения необходимого минимума дистилляция температуры, в блоке разделения воздуха (ASU) используется цикл охлаждения который действует посредством Эффект Джоуля – Томсона. В дополнение к основным воздушным газам, разделение воздуха также является единственным практическим источником для производства редкий благородные газы неон, криптон и ксенон.

Криогенные технологии также позволяют разжижение из натуральный газ, водород и гелий. В переработка природного газа, криогенные технологии используются для удаления азота из природного газа в Блок удаления азота; процесс, который также можно использовать для производства гелий из природного газа где месторождения природного газа содержат достаточно гелия, чтобы сделать это экономичным. Крупные промышленные газовые компании часто инвестировали в обширные патент библиотеки во всех сферах своей деятельности, но особенно в криогенике.

Другое основное производство технологии в отрасли происходит реформирование. Паровой риформинг это химический процесс используется для преобразования природного газа и пар в синтез-газ содержащий водород и монооксид углерода с углекислый газ как побочный продукт. Частичное окисление и автотермический риформинг похожи процессы, но они также требуют кислорода от ASU. Синтез-газ часто является прекурсором химический синтез аммиака или метанол. Производимый углекислый газ — это кислый газ и чаще всего удаляется обработка амином. Этот отделенный диоксид углерода потенциально может быть секвестрированный к улавливание углерода резервуар или используется для Повышение нефтеотдачи.

Технологии разделения воздуха и водородного риформинга являются краеугольным камнем индустрии промышленных газов, а также являются частью технологий, необходимых для производства многих видов топлива. газификация ( включая IGCC), когенерация и Фишер-Тропш газ в жидкости схемы. У водорода много методы производства и является углеродно-нейтральный альтернативное топливо отказ от использования углеводородов на Оркнейских островах; [28] видеть водородная экономика для получения дополнительной информации об использовании водорода.жидкий водород используется НАСА в Космический шатл как ракетное горючие.

Проще разделение газов технологии, такие как мембраны или же молекулярные сита используется в адсорбция при переменном давлении или же адсорбция в вакууме также используются для производства газов воздуха низкой чистоты в генераторы азота и кислородные установки. Другие примеры производства меньшего количества газа: химические генераторы кислорода или же кислородные концентраторы.

Помимо основных газов, образующихся при разделении воздуха и риформинге синтез-газа, промышленность предоставляет множество других газов. Некоторые газы являются просто побочными продуктами из других отраслей промышленности, а другие иногда покупаются у других крупных производителей химической продукции, очищаются и переупаковываются; хотя у некоторых есть собственные производственные процессы. Примеры — хлористый водород, полученный путем сжигания водорода в хлоре, закись азота, полученная термическое разложение из нитрат аммония при осторожном нагревании, электролиз для производства фтора, хлора и водорода, а также электроэнергии коронный разряд производить озон из воздуха или кислорода.

Могут быть предоставлены сопутствующие услуги и технологии, например: вакуум, который часто предоставляется в больничные газовые системы; очищенный сжатый воздух; или же охлаждение. Еще одна необычная система — это генератор инертного газа. Некоторые промышленные газовые компании могут также поставлять химикаты, особенно жидкости, такие как бром и окись этилена.

Распределение газа

Режим газоснабжения

Большинство материалов, находящихся в газообразном состоянии при температуре и давлении окружающей среды, поставляется в виде сжатого газа. А газовый компрессор используется для сжатия газа в хранилище сосуды под давлением (Такие как канистры с газом, газовые баллоны или трубные прицепы) через трубопровод системы. Газовые баллоны на сегодняшний день являются наиболее распространенным хранилищем газа. [29] и большие количества производятся на «заполнение цилиндра» средство.

Однако не все промышленные газы поставляются в газовая фаза. Несколько газов пары что может быть сжижено в температура окружающей среды под давление сами по себе, поэтому они также могут поставляться в виде жидкости в соответствующем контейнере. Этот изменение фазы также делает эти газы полезными в качестве окружающих хладагенты и наиболее важными промышленными газами с этим свойством являются аммиак (R717), пропан (R290), бутан (R600), и диоксид серы (R764). Хлор также обладает этим свойством, но он слишком токсичен, вызывает коррозию и реактивность, чтобы когда-либо использоваться в качестве хладагента. Некоторые другие газы демонстрируют это фазовое изменение, если температура окружающей среды достаточно низкая; Это включает в себя этилен (R1150), углекислый газ (R744), этан (R170), оксид азота (R744A) и гексафторид серы; однако они могут быть сжижены под давлением только в том случае, если их содержание ниже их критические температуры которые составляют 9 ° C для C2ЧАС4 ; 31 ° C для CO2 ; 32 ° C для C2ЧАС6 ; 36 ° C для N2О; 45 ° C для SF6. [30] Все эти вещества также представлены в виде газа (не пара) на уровне 200 бар давление в газовом баллоне, потому что это давление выше их критическое давление. [30]

Постоянные газы (с критической температурой ниже температуры окружающей среды) могут подаваться в жидком виде, только если они также охлаждаются. Все газы потенциально могут использоваться в качестве хладагента при температурах, при которых они являются жидкими; например, азот (R728) и метан (R50) используются в качестве хладагента при криогенных температурах. [25]

Исключительно углекислый газ может производиться как холод твердый известный как сухой лед, который возвышенный поскольку он нагревается в условиях окружающей среды, свойства углекислого газа таковы, что он не может быть жидким при давлении ниже его тройная точка 5,1 бар. [30]

Ацетилен также поставляется иначе. Поскольку он настолько нестабилен и взрывоопасен, он поставляется в виде газа, растворенного в ацетоне в масса упаковки в баллоне. Ацетилен — также единственный другой распространенный промышленный газ, который сублимируется при атмосферном давлении. [30]

Доставка газа

Основные промышленные газы могут производиться оптом и доставляться потребителям по трубопровод, но также могут быть упакованы и транспортированы.

Большинство газов продается в газовые баллоны а некоторые продаются в виде жидкости в соответствующих контейнерах (например, Дьюарс) или как объемная жидкость доставляется грузовиком. Первоначально промышленность поставляла газ в баллонах, чтобы избежать необходимости в производстве местного газа; но для крупных клиентов, таких как металлургический завод или же нефтеперерабатывающие заводы, поблизости может быть построен крупный газодобывающий завод (обычно называемый «местным»), чтобы избежать использования большого количества баллонов. объединены вместе. В качестве альтернативы, промышленная газовая компания может поставить завод и оборудование производить газ, а не сам газ. Промышленная газовая компания также может предложить выступить в качестве оператор завода под эксплуатация и обслуживание контракт на установку газового оборудования для клиента, поскольку он обычно имеет опыт эксплуатации таких установок для производства или обработки газов для себя.

Некоторые материалы опасны для использования в качестве газа; например, фтор обладает высокой реакционной способностью, и в промышленной химии, требующей фтора, часто используется фтороводород (или же плавиковая кислота) вместо. Другой подход к преодолению реакционной способности газа — это генерировать газ по мере необходимости, что делается, например, с помощью озон.

Таким образом, возможна поставка местного газа, трубопроводы, перевозки навалом (грузовая машина, рельс, корабль), и упакованные газы в газовых баллонах или других емкостях. [1]

Объемные жидкие газы часто передаются конечному пользователю. резервуары для хранения. Газовые баллоны (и сосуды, содержащие сжиженный газ) часто используются конечными пользователями для собственных небольших распределительных систем. Баллоны с токсичным или легковоспламеняющимся газом часто хранятся конечными пользователями в газовые шкафы для защиты от внешнего возгорания или утечки.

Что определяет промышленный газ

Промышленный газ — это группа материалов, которые специально производятся для использования в промышленность и также являются газообразными при температуре и давлении окружающей среды. Они есть химикаты который может быть элементарный газ или химическое соединение это либо органический или же неорганический, и, как правило, низкие молекулярный вес молекулы. Они также могли быть смесь отдельных газов. Они имеют ценность как химическое вещество; будь как сырье, в процессе усовершенствования, в качестве полезного конечного продукта или для конкретного использования; вместо того, чтобы иметь ценность как «простой» топливо.

Термин «промышленные газы» [31] иногда узко определяется как только основные продаваемые газы, а именно: азот, кислород, двуокись углерода, аргон, водород, ацетилен и гелий. [32] Газам, не входящим в этот основной список, присвоено много названий различными компаниями, занимающимися промышленным газом, но в целом газы относятся к категориям «специальные газы», ​​«медицинские газы”, “топливные газы» или же «газы хладагента». Однако газы также могут быть известны по их использованию или по отраслям, которые они обслуживают, отсюда «сварочные газы» или «дышащие газы»и т. д.; или по их источнику, как в« воздушные газы »; или по способу их подачи, как в« упакованных газах ». Основные газы могут также называться« объемные газы »или« тоннажные газы ».

В принципе, любой газ или газовая смесь, продаваемая «индустрией промышленных газов», вероятно, имеет какое-то промышленное применение и может быть названа «промышленным газом». На практике «промышленные газы», ​​скорее всего, представляют собой чистое соединение или смесь точных химический состав, расфасованные или в небольших количествах, но с высоким чистота или адаптированы для конкретного использования (например, окси ацетиленСписки наиболее важных газов перечислены ниже в разделе «Газы».

Бывают случаи, когда газ обычно не называют «промышленным газом»; в основном там, где газ обработанный для последующего использования энергия скорее, чем изготовлен для использования в качестве химического вещества или препарата.

В нефть и газ промышленность рассматривается отдельно. Итак, хотя правда, что природный газ — это «газ», используемый в «промышленности» — часто в качестве топлива, иногда в качестве сырья, и в этом общем смысле он является «промышленным газом»; этот термин обычно не используется промышленными предприятиями для обозначения углеводороды произведенный нефтяная промышленность прямо из природные ресурсы или в нефтеперегонный завод. Такие материалы, как СНГ и СПГ, представляют собой сложные смеси, часто без точного химического состава, который также часто изменяется во время хранения.

В нефтехимическая промышленность также рассматривается как отдельный. Итак, нефтехимия (химические вещества, полученные из нефть) Такие как этилен также обычно не относятся к «промышленным газам».

Иногда химическая промышленность рассматривается отдельно от промышленных газов; поэтому такие материалы, как аммиак и хлор, можно рассматривать «химикаты»(особенно если поставляется в виде жидкости) вместо или иногда вместе с« промышленными газами ».

Подача газа в небольших объемах из переносных контейнеров иногда не считается промышленным газом, поскольку его использование считается личным, а не промышленным; а поставщики не всегда являются специалистами по газу.

Эти разграничения основаны на предполагаемых границах этих отраслей (хотя на практике есть некоторые совпадения), и точное научное определение затруднено. Чтобы проиллюстрировать «перекрытие» между отраслями:

Изготовлено топливный газ (Такие как городской газ) исторически считался промышленным газом. Синтез-газ часто считается нефтехимической; хотя его производство является основной технологией промышленных газов. Точно так же проекты, использующие Свалочный газ или же биогаз, Из отходов в энергию схемы, а также производство водорода демонстрируют перекрывающиеся технологии.

Гелий — это промышленный газ, хотя его источником является переработка природного газа.

Любой газ, вероятно, будет считаться промышленным газом, если он помещен в газовый баллон (кроме, возможно, если он используется в качестве топлива).

Пропан будет считаться промышленным газом при использовании в качестве хладагента, но не при использовании в качестве хладагента при производстве СПГ, даже если это перекрывающаяся технология.

Элементарные газы

Известный химические элементы которые являются или могут быть получены из природные ресурсы а газообразными являются водород, азот, кислород, фтор, хлор плюс благородные газы; и все вместе они именуются химиками «элементарными газами». [33] Все эти элементы изначальный кроме благородного газа радон который является след радиоизотопа что происходит естественно поскольку все изотопы радиогенные нуклиды из радиоактивный распад. (Это научно не доказано, есть ли синтетические элементы с атомный номер выше 108 — газы, хотя было высказано предположение, что элементы 112 и 114 являются газами. [34] )

В промышленности по производству промышленных газов термин «элементарные газы» (или иногда менее точно «молекулярные газы») используется для отличия этих газов от молекул, которые также являются химические соединения. Все эти элементы неметаллы.

Радон химически устойчив, но он радиоактивный и не имеет стабильный изотоп. Самый стабильный изотоп, 222 Rn, имеет период полураспада 3,8 дня. Его использование связано с его радиоактивностью, а не с химическим составом, и требует специального обращения, выходящего за рамки норм промышленной газовой промышленности. Однако он может производиться как побочный продукт ураноносные руды обработка. Радон — это след радиоактивный материал природного происхождения (NORM) встречается в воздухе, обрабатываемом в ASU.

Хлор — единственный элементарный газ, который технически пар поскольку STP ниже своего критическая температура; пока бром и Меркурий являются жидкими в STP, поэтому их пар существует в равновесии с их жидкостью в STP.

  • Воздушные газы
      (N2) (O2) (Ar)
      (Он) (Ne)
    • аргон (Ar) (Kr) (Хе) (Rn)
      (ЧАС2) (Cl2) (пар) (F2)

    Другие общепромышленные газы

    В этом списке показаны другие наиболее распространенные газы, продаваемые промышленными газовыми компаниями. [1]

    Заправка машины бытовым газом – не такое уж безумие: считаем бизнес-план

    Наличие в доме газа, который еще и частенько оплачивается по фиксированному тарифу без счетчика, не дает покоя многим автовладельцам, которых не устраивают существующие и постоянно растущие цены на бензин… Можно ли стать «сам-себе-заправщиком» с точки зрения техники, законов и финансов?

    Как это устроено

    Автомобилистам доступны два типа газового питания, на которые (либо на один, либо на другой – строго!) можно без труда перевести любой бензиновый (а также и дизельный, но это нераспространено) двигатель внутреннего сгорания. А именно – пропан и метан. Что нужно знать про эти газы?

    – Пропан используется для заправки автомобилей в сжиженном виде, находится в баллоне под небольшим давлением. Переоборудование автомобиля на пропан стоит вполне терпимых денег, а пропановых заправок достаточно много по всей стране. Измеряется и продается в литрах, хотя иногда пересчитывается и в килограммы.

    – Метан используется для заправки автомобилей в сжатом виде, находится в баллоне под чрезвычайно высоким давлением. Метановое газовое оборудование для переоборудования двигателя стоит существенно дороже пропанового. Заправок крайне мало даже в столицах. Измеряется и продается в кубометрах.​

    Так вот, из трубы в обычной городской квартире идет именно газообразный метан под минимальным давлением, а не пропан, как многие думают. Бытового оборудования для сжижения газообразного пропана в природе не существует, да и взять газообразный пропан для сжижения обывателю неоткуда. А вот газообразный метан вполне доступен каждому, у кого дома есть газовая плита и труба. Сжав домашний газ до требуемого давления (около 200 атмосфер), его вполне можно закачать в автомобиль, переоборудованный под метан!

    Более того, для таких задач существует специализированное оборудование бытового класса. Это небольшие метановые компрессорные станции, достаточно компактные, предназначенные для установки на стену гаража. Размером с прикроватную тумбочку – если выражаться крайне упрощенно. За рубежом их называют «gas fuelmaker». Точно такие же (в конструктивном смысле) установки стоят на полноценных городских газовых заправках – только раз в пятьдесят больше и мощнее.

    На российском рынке оборудования для домашнего сжимания метана не так уж много, но в целом некоторый выбор есть. Наиболее распространено итальянское, есть тайваньские модели, начали появляться чисто китайские. Метановая компрессорная станция подключается обычным шлангом низкого давления к бытовой газовой трубе – через тройник-разветвитель, чтобы сохранить одновременное питание газом кухонной газовой плиты или отопительного котла, если он есть. Ну и к электросети 220 вольт, разумеется. Мощность электропроводки требуется весьма скромная, способная выдержать электрочайник. Промышленных нагрузок газовая заправочная станция не дает, поскольку все домашнее оборудование такого типа – априори маломощное, рассчитанное за многочасовую заправку автомобильного газового бака среднестатистического объема.

    Поставили вечером машину в гараж, подключили быстросъемный шланг к заправочному штуцеру и запустили станцию. К утру баллон в багажнике будет полон. Станция обладает множеством защитных датчиков, выключающих ее по достижению предельного давления и в случае возникновения любой нештатной ситуации.

    Минусы

    Выглядит здорово? Да, но не спешите бурно радоваться… Проблем у такого способа «кормления» автомобиля немало. Но основных – пять. Перечислим их по мере уменьшения значимости, хотя очередность некоторых пунктов – вопрос индивидуальный…

    Во-первых, самым серьезным препятствием в деле «автономной газификации автомобиля» является цена заправочных станций. Самые доступные итальянские модели стоят сегодня около 350 000 рублей. Тайваньские – примерно на четверть дешевле. С китайскими поделками связываться просто страшно, когда речь идет о газе, сжатом до 200 атмосфер… Приобретать подержанные «gas fuelmaker’ы» – крайне сомнительная затея, если только вы не практикующий инженер-газовщик и не способны самостоятельно устранять неисправности в компрессорах высокого давления.

    Во-вторых, для использования такой технологии вы непременно должны быть жителем частного дома – загородного коттеджа или хотя бы газифицированного дачного поселка, чтобы смонтировать заправочную станцию в гараже или под навесом, где вы паркуете свой авто рядом с жилищем. В условиях квартиры реализовать подобное нереально –автомобиль в квартиру, разумеется, не затащить, а выводить в окно газовый шланг высокого давления – безумие. Заправлять же дома некий съемный мобильный баллон, эдакий «газовый пауэрбанк», который можно затем принести в машину и подключить к системе питания, в случае сжатого метана также невозможно. Таскать туда-сюда баллоны и подключать их можно, только если они с жидким пропаном. Метановое оборудование с его давлениями таких трюков не позволяет.

    В-третьих, нормы пожарной безопасности в России (в отличие от той же Европы) не позволяют монтировать газокомпрессорное оборудование рядом с жилыми зданиями. То есть, опять же, ни один официальный газовщик не возьмется подключить частнику такую технику и обслуживать ее. А если при регулярной обязательной проверке инспекцией внутридомового газового оборудования (проводимой по закону с 2017-го ежегодно, тогда как раньше интервал составлял 3 года) компрессор будет обнаружен, вы получите штраф и требование ликвидировать «самогонный аппарат». А если откажетесь демонтировать, то и полное перекрытие газоснабжения до выполнения предписаний инспекторов.

    В-четвертых, дорогостоящее оборудование крайне долго будет окупаться: 350 000 рублей за компрессорную станцию, не менее 70 000 рублей за установку метанового оборудования на бензиновый автомобиль. Затем к стоимости каждого кубометра сжатого метана, полученного от бытовой газовой сети, нужно прибавить стоимость электричества, затраченного на его сжимание, а также стоимость самого несжатого газа по счетчику, если платите по счетчику, а не по усредненному тарифу (а в частных домах, как правило, счетчики). Срок «выхода в ноль» по затратам до начала реальной экономии на заправке весьма приличный, и не на каждой машине он достижим в принципе…

    В-пятых, нельзя не отметить ряд трудностей с заправкой, которые постоянно испытывает любой владелец метанового автомобиля (в отличие от владельца пропанового авто и тем более – бензинового). Быстрой заправки домашняя метановая станция в принципе не обеспечивает – процесс идет несколько часов. И когда будет нужно срочно выехать, а газовый бак окажется пуст, вы поедете на бензине. Если же потребуется заправиться в пути, вне дома, то опять же, скорее всего, придется покупать бензин, ибо метановых заправок даже в Москве не более десятка, а по стране их сеть и вовсе катастрофически редка…

    Плюсы

    Впрочем, находятся и те, кто почти все минусы готов представить плюсами!

    Стоимость оборудования не так уж высока для проживающего в частном владельца крупного и мощного внедорожника со средним расходом бензина под двадцать литров на сотню. Или коммерческого пользователя автомобиля, накатывающего большие пробеги. И окупится станция в случае прожорливого и/ или много ездящего авто относительно быстро.

    Люди с руками из нужного места и вовсе строят такие заправочные станции самостоятельно – чаще всего на основе широко распространенных в нашей стране индустриальных компрессоров АК-150. Эти агрегаты с советских времен и по сей день используются повсеместно – от танков до кораблей, и купить новый с хранения на сайте бесплатных объявлений можно тысяч за сорок, а подержанный – вдвое дешевле. Дайверы строят на них заправочные стенды для аквалангов, а рукастые автомобилисты – компрессоры для сжимания бытового метана. Хотя это уже, конечно, весьма опасный экстрим, и, откровенно говоря, сложно упрекнуть соседей, которые, прознав о таких опасных экспериментах, незамедлительно сообщат о самоделкине куда следует. Жить-то хочется!

    И если уж дошло до экстремальных вариантов, то подключить метановую станцию к бытовой газовой трубе технически достаточно просто и в обход правил. Давление там чуть выше атмосферного, и сделать отвод с вентилем «на дополнительную плиту» или отопительный котел сможет любой газовщик из местного треста газового хозяйства, которому совершенно не обязательно откровенно рассказывать о том, что вместо плиты будет работать совсем другое устройство. Да и без газовщика можно справиться, если уж честно… Спрятать систему от проверяющих тоже вполне возможно – внезапных проверок в этой сфере не бывает, и по закону газовая инспекция обязана предупреждать граждан о грядущем визите за много дней.

    Деньги

    Теорию неплохо бы подкрепить какими-то конкретными цифрами – и лучше всего в рублях! Возьмем для примера относительно распространенную (с поправкой на узость этого рынка в принципе), одну из наиболее компактных домашних метановых станций с производительностью по метану 2 м3/час и потребляемой мощностью от электросети 1 кВт и автомобиль с метановым баллоном на 100 литров – внедорожник со средним расходом бензина 15 литров на сотню. Некоторые усредненные вводные, необходимые нам для расчетов, таковы:

    • расход метана в кубометрах приблизительно на 10% меньше расхода бензина в литрах;
    • при расходе бензина 15 л/100 км расход метана составит около 13,5 м3/100 км;
    • стоимость 1 литра бензина АИ-95 – около 46 рублей (Москва);
    • стоимость 1 кубометра метана на городской метановой заправке – около 17 рублей (Москва).
    • стоимость 1 киловатт-часа для жителей частных домов в сельской местности (Подмосковье) – 4 рубля;
    • стоимость 1 кубометра бытового метана по счетчику для домов с газовыми плитами – 6,56 рублей; для домов с газовыми плитами и АГВ – 5,79 рублей (Подмосковье).

    В 100-литровый баллон вмещается 25 кубометров сжатого метана (формально, реально чуть меньше). Если вы приезжаете с работы, скажем, в восемь вечера, а в шесть утра уже встаете, то в вашем распоряжении 10 часов. При производительности компрессора по метану 2 м3/час мы можем загнать в баллон автомобиля 20 «кубов». Итак, включаем «шайтан-машину»!

    10 часов работы метановой компрессорной станции – это 10 потраченных на сжатие газа киловатт-часов стоимостью 40 рублей.

    20 кубометров метана, выкачанных станцией из бытовой газовой трубы, – это 116 рублей.

    116+40=156 рублей. То есть за 156 рублей мы получили 20 кубов сжатого метана. За тот же самый объем сжатого газа, покупай мы его на городской метановой заправке, мы бы заплатили 340 рублей. То есть выгода между городской и домашней заправкой – 184 рубля на каждые 20 кубов, или 8 рублей против 17 за один кубометр. Более чем в два раза дешевле. Разница же с бензином выглядит еще вкуснее. В условиях городского движения соотношение расхода метана и бензина равно 1:1, а на трассе – 0,8:1, но даже если принять расход один к одному, это 8 рублей против 46 рублей. Разница почти в 6 раз!

    Теперь посчитаем, как быстро окупится оборудование, для простоты приравняв литр жидкого топлива к кубометру газообразного. Предположим, что сумма затрат на покупку метановой заправочной станции, ее монтаж и оснащение автомобиля метановым питанием вылилась в 400 000 рублей (и это весьма оптимистичная цифра, отметим).

    И если в год мы проезжаем на нашем автомобиле, кушающим 15 литров бензина на 100 км, 20 000 километров, на бензин мы потратим 138 000 рублей. А на «домашнем газе» при тех же условиях – 24 000 рублей.

    Экономия в год – 114 тысяч рублей. И на этой экономии можно отбить наши вложенные 400 000 рублей за 3,5 года. Если же пробег автомобиля в год составит 30 000 километров, то окупится газовое «железо» уже за 2,3 года. А при пробеге в 50 000 в год – меньше, чем за 1,5 года!

    Впрочем, если у вас экономичная малолитражка, даже в самом пробочном режиме не кушающая более 8 литров на сотню, а проезжаете вы типичные для многих жителей мегаполиса 15 000 километров в год, то окупаемость «самогонного аппарата» растянется лет на десять. При подобном раскладе вложения в «домашний газ» явно нерентабельны. За десяток лет почти еженощной работы заправочная станция износится до полной неработоспособности, да и газовое оборудование на автомобиле тоже. В общем, либо ишак сдохнет, либо султан, либо сам Ходжа…

    Источник https://rugas.ru/blog/avtonomnaya-gazifikatsiya-promyshlennykh-obyektov/

    Источник https://wikidea.ru/wiki/Industrial_gas

    Источник https://www.kolesa.ru/article/zapravka-mashiny-bytovym-gazom-ne-takoe-uzh-bezumie-schitaem-biznes-plan