Перейти к содержанию

Как правильно выбрать свой первый горный велосипед

Содержание

Как правильно выбрать свой первый горный велосипед

Как правильно выбрать свой первый горный велосипед

Выбор первого горного велосипеда стоит начать со знакомства с терминологией, так как диапазон использования MTB велосипедов сейчас достаточно широк. Горные велосипеды, иначе – маунтинбайки, превосходят привычные ситибайки (городские велосипеды) своей универсальностью – на них можно ездить и по городу, и за городом, по грунтовым или лесным дорогам. Широкий диапазон резины – от узких и накатистых сликов и полусликов до цепкой грязевой и зимней шипованной – позволяет получить необходимое сцепление с поверхностью и накат на любом покрытии.

Тем не менее основное назначение настоящего горного велосипеда – это уверенное передвижение по пересечённой местности с ямами и ухабами, преодоление маршрутов с крутыми уклонами, это такие стили езды, как кросс-кантри, трейл, эндуро, фрирайд, олл-маунтин и даунхилл.

Как правильно выбрать свой первый горный велосипед

Если вам нужен неприхотливый «парковый» MTB для воскресных покатушек за городом, езды по грунтовкам с небольшими лужицами и легкого кросс-кантри, то в конце статьи есть несколько советов по подбору простого и бюджетного маунтинбайка.

А для начала давайте посмотрим, как купить свой первый горный велосипед для более-менее серьёзного катания по любому бездорожью и трейлам, который на долгие годы станет надёжным и верным напарником, и который не придется менять через пару лет по причине того, что уровень обвеса перестал соответствовать технике катания или вы убили его чересчур агрессивной ездой.

Начнём с самого важного.

Рама. Выбор материала и размер

Основа любого велосипеда – это рама. Существует четыре вида материалов, из которых она изготавливается:

Сталь

В современных MTB мы её даже не рассматриваем. Прочная, но тяжёлая и подвержена коррозии. Если только вы не Шварценеггер, и не хотите использовать свой байк для того, чтобы периодически качать мускулы, вкручивая в горку или таская его на себе в тех местах маршрута, где не сможете проехать.

Карбон (углепластик)

Самые лёгкие рамы, прочные, долговечные, но и очень дорогие. Велосипед на карбоновой раме покупают либо профессиональные спортсмены, либо те, у кого достаточно средств. Карбоновую раму для первого велосипеда можно рассматривать только, если вы не стеснены в средствах либо на 100% уверены в правильности подбора геометрии и размера.

Титан

Мега-надёжный и долговечный, по весу близок к алюминию, но, в отличие от алюминия немного «мягкий». Если при производстве титановой рамы соблюдены все технологии, то она прослужит не одному поколению велосипедистов, и сломать её сможет разве что человек с большим весом и при очень агрессивной езде. Но титановые рамы на велосипедах готовой сборки встречаются редко, так как по стоимости зачастую превышают карбоновые.

Алюминий

Наиболее распространённый материал, из которого изготовлены рамы в большинстве массовых моделей MTB. Различные алюминиевые сплавы (7005, 7075, 6060, 6063 и проч.) и технологии изготовления труб переменного сечения, позволяют производителям добиться хороших показателей прочности и минимизации веса. Именно эти рамы оптимально рассматривать для своего первого горного велосипеда.

Как правильно выбрать свой первый горный велосипед

Качественная рама MTB должна быть легкой и прочной. Что еще важно? Геометрия и размер. Правильно подобранный размер сделает посадку оптимальной, уменьшит нагрузку на суставы и мышцы, позволит избежать травм при резких остановках и соскоках. А геометрия рамы влияет на такие качества велосипеда, как маневренность и устойчивость, способность «проглатывать» неровности покрытия и легко отрабатывать корпусом крупные препятствия. Все это в целом сказывается в итоге как на динамике, скорости прохождения трассы, так и на удовлетворении от катания.

Например, Welt Rubicon 3.0 27 2020 у которого каретка расположена ниже, чем у MERIDA Big.Seven 100 2020 будет более устойчивым, чем Merida, что особенно заметно при интенсивном торможении и вкручивании на низких передачах в крутую горку. Merida с более высоко расположенной кареткой даст больше маневренности в поворотах и на извилистых участках трассы, но при этом проигрывает в устойчивости, на ней сложнее будет карабкаться вверх по склону оврага и лететь вниз по колее грунтовой дороги. Также следует учитывать, что при езде по бездорожью у байков с низко расположенной кареткой существует вероятность задевания педалями больших камней и кочек.

Как правильно выбрать свой первый горный велосипед

Это лишь один пример влияния геометрии рамы. Если в перспективе вас интересуют экстремальные стили катания – трейл, эндуро, олл-маунтин и пр., то перед покупкой первого горного велосипеда стоит более внимательно изучить различные параметры: колесная база (продольная устойчивость), длина перьев (прыжки, отработка кочек), угол подседельной трубы (распределение веса между передним и задним колесом), угол рулевой трубы (характер руления) – чтобы выбрать байк с такой рамой, которая лучше соответствует интересующим вас условиям. Очень важно правильно подобрать именно раму, так как весь остальной обвес со временем можно заменять на более продвинутый.

Таблица выбора размера рамы по росту:

Ваш рост (см) Размер рамы (дюймы) Размер рамы (см) Размер рамы (буквенный индекс)
130 — 145 13″ 33 XS
135 — 155 14″ 35,6 XS
145 — 160 15″ 38,1 S
150 — 165 16″ 40,6 S
156 — 170 17″ 43,2 M
167 — 178 18″ 45,7 M
172 — 180 19″ 48,3 L
178 — 185 20″ 50,8 L
180 — 190 21″ 53,3 XL
185 — 195 22″ 55,9 XL
190 — 200 23″ 58,4 XXL
195 — 210 24″ 61 XXL

Как видим эта таблица неоднозначна, много пересекающихся размеров. Для более точного определения размера стоит измерить длину ноги с внутренней части бедра. Встаньте босиком ровно спиной к стене и измерьте расстояние в сантиметрах от пола до промежности. Полученную цифру в сантиметрах надо умножить на 0,57 и затем разделить на 2,54. Результат – это и есть размер вашей рамы в дюймах. Если на сайте указан размер рамы в виде буквенного индекса, то воспользуйтесь вышеприведённой таблицей.

Размер колёс

Помимо размера рамы необходимо сразу определиться с диаметром колёс. В дальнейшем вы сможете делать апгрейд всему оборудованию, но размеры рамы и колёс останутся базовыми. Выбор колёс зависит от ваших задач и предпочтений.

29” колёса на сегодняшний день могут считаться наиболее универсальными. Они обеспечивают максимальную плавность хода по небольшим неровностям покрытия за счет меньшего угла наезда, а значит улучшают накат, на них легко подобрать резину для любых задач. Однако при прочих равных условиях они слегка тяжелее в динамике, чем другие размеры.

26” колеса. С таких колёс начинался маунтинбайк, это «классика жанра». Также эти колеса гармонично смотрятся на байках малых размеров (в рамах для людей ростом менее 170 см более крупные колёса заставляют производителя изгибать подседельную трубу и применять прочие хитрости). 26” колёса обладают максимальной динамикой и маневренностью. Но, надо признать, что 26”, это, по сути — “уходящая натура”, в новых коллекциях мировых производителей велосипедов их практически нет.

27,5” – самый свежий стандарт. Появился позже остальных и сочетает в себе свойства 29” и 26”. Возможно, для многих та самая «золотая середина». Накат лучше, чем у 26”, динамика лучше, чем у 29”. Несмотря на «молодость» стандарта, уже существует хороший выбор резины.

Что в приоритете – решать вам, но имейте в виду, на небольшой рост выбор 29” моделей довольно ограничен.

Как правильно выбрать свой первый горный велосипед

«Женские» байки

Существуют велосипеды с женской геометрией. Поверьте, они вам не нужны, если вы ищете нормальный, а не «гламурный» MTB. Нет никакой необходимости в «женской» раме на горных байках, достаточно правильно подобрать размер и геометрию. В городских велосипедах это исторически сложилось, потому что дамам нужно было ездить на велосипеде в длинных юбках. Если вам нужен велосипед для поездок на работу или в клуб, то просто купите ситибайк, например – Welt Grace 7 с минимальным набором передач, на котором можно и в парке, и за городом крутить педали, и не заморачивайтесь покупкой MTB.

Велосипед Welt Grace 7 2021 White

На горном велосипеде с «женской» рамой, в отличие от городских моделей, верхняя труба лишь незначительно ниже, поэтому чтобы оседлать байк и слезть с него, в любом случае придется перекидывать ногу через седло. Преимуществ особых занижение не дает, так что не понятно, какую функцию он выполняет. Чтобы ничего себе не отбить при соскоке? Необходимый зазор достигается правильным размером рамы, а выбор подходящего размера даже более актуален для мужчин. Аргумент, что у женщин могут быть короче руки или торс, также не работает. Существует разная геометрия рам и расстояние от седла до руля. В крайнем случае этот параметр можно в небольших пределах отрегулировать длиной выноса руля (но не стоит увлекаться, поскольку это оказывает заметное влияние на характер руления).

Хотите женственности? На обычной мужской раме вполне можно ездить в велоюбке или короткой спортивной юбке в комбинации с велошортами.

Единственная, 100% веская причина для покупки именно «женских» версий МТВ – дизайн. Производители выделяют «женские» серии специальной раскраской и элементами декора: цветочки, определенные сочетания цветов и т.п. Если вам это действительно важно, то здесь все «женские» версии горных велосипедов в «Канте»

Формула трансмиссии

Если рама является телом велосипеда, то трансмиссия – это его мотор, от неё зависит насколько легко можно будет добиться высокого каденса на уклонах любой крутизны, при встречном ветре, езде по грязи, песку, глине и мелкой гальке, а также — хватит ли диапазона для быстрой езды вниз по хорошему покрытию.

Возьмём определение велосипеда – это транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой человека. Так вот трансмиссия – это составные части обвеса, которые передают велосипеду вашу мускульную силу, чтобы привести его в движение. В трансмиссию входят:

  • «система», которая состоит из ведущих звёзд и шатунов;
  • кассета с ведомыми звездами;
  • цепь;
  • передний переключатель передач, который двигает цепь с одной звезды системы на другую, когда вы переключаете передачи;
  • задний переключатель передач, который выполняет ту же функцию со звёздами кассеты, плюс обеспечивает натяжение цепи;
  • манетки – рычаги для переключения передач, расположенные на руле.

Существуют разные формулы трансмиссии:

  • Тройники, или трансмиссия 3х – с тремя ведущими звёздами системы. Долгое время оставались самым распространенным вариантом трансмиссии на горных велосипедах и до сих пор популярны, так как наиболее бюджетны.
  • Двойники, или трансмиссия 2х – с двумя ведущими звёздами системы. Все больше вытесняют тройники, так как обладают более оптимальным распределением передаточных чисел. И если 2х11 всё ещё остаётся дорогой, то 2х10 уже почти сравнялась в цене с классикой 3х9.
  • Одинарная система 1х – с одной ведущей звездой. Набирает всё большую популярность в вариантах 1х11 и 1х12.

Почему трансмиссия с двумя звёздами системы более прогрессивна по сравнению с тройником? Ведь передач-то меньше. Все привыкли считать, что чем больше передач, тем легче вкручивать в крутые подъёмы или добиваться устойчивости на спусках.

Для подробного раскрытия этой темы потребуется отдельная статья, но если в двух словах, то диапазон и шаг передач современной трансмиссии 2×10 примерно тот же, что и у классической 3×9.

В классической трансмиссии на 9 скоростей с системой, в которой ведущие звезды 44-34-24, и кассета – с 12-14-16-18-21-24-28-32-36, получается много похожих сочетаний, при которых передачи дублируются. Фактически вы получаете не 27, а 21-у полноценную передачу.

Какое преимущество даёт трансмиссия 2х?

  • Снижается вес, так как убирается лишняя звезда системы.
  • Уменьшается перекос цепи на крайних передачах. Вам не придётся всё время контролировать, чтобы цепь располагалась на передних и задних звездах в правильных сочетаниях и не оказывалась в самых крайних противоположных положениях спереди и сзади.
  • На 2x трансмиссии передний переключатель придётся использовать значительно (во много раз) реже. А ведь именно передний переключатель вызывает больше всего проблем при смене передач под нагрузкой, в то время как задний может работать в самых суровых условиях и не требует снижения усилия на педалях при переключении. Это, пожалуй, самое заметное преимущество и радикально повышает удобство использования.
  • Снижается вероятность спадания цепи, которое иногда происходит при резком или не заблаговременном переключении передней передачи со средней звезды на малую на подъемах или на грязевых и каменистых участках.

Итак, если вам нужен эффективный байк, плюс вы не хотите отставать от современных тенденций, то покупайте сразу с трансмиссией 2х10. В отличие от более дорогостоящей 2х11 у неё приемлемый ценовой диапазон комплектующих, при этом она будет существенно эффективнее и надежнее, чем 3х9.

Немного особняком стоит 1x трансмиссия. Её несомненным достоинством является полное отсутствие переднего переключателя (и, соответственно, одной манетки и троса), а также всего одна звезда спереди. Это даёт полную свободу и интуитивность в выборе передачи. Также ведущая звезда 1x трансмиссии обладает переменным профилем зубьев, которые надёжно удерживают цепь на любых неровностях и практически исключают соскок цепи даже в самых жёстких условиях. Но есть и обратная сторона медали. Для обеспечения приемлемого диапазона и шага передач количество звёзд кассеты на таких трансмиссиях не меньше 11, а желательно 12. Это приводит к общему удорожанию трансмиссии и особенно расходных материалов, таких как цепь и кассета, поэтому сложно рекомендовать её для первого маунтинбайка.

Как правильно выбрать свой первый горный велосипед

Давайте сравним цены на примере двух найнеров с одинаковым уровнем оборудования у производителей одного класса: Welt Rubicon 3.0 29 2020 с современной трансмиссией 2х10 всего на три тысячи дороже, чем Format 1213 29 2020 с классической 3х9.

Заплатив сегодня чуть больше, вы получите экономию в будущем, избежав лишнего апгрейда. К тому же, трансмиссии х9 постепенно вымирают. Уже сейчас трудно найти для них комплектующие в верхних линейках. Поэтому в дальнейшем станет сложнее и дороже апгрейдить такой велосипед, если ваш уровень и потребности будут расти.

Уровень оборудования

Теперь пришло время посмотреть на уровень оборудования. Составляющие детали трансмиссии и тормозной системы изготавливаются из разных материалов и по разным технологиям. Соответственно, они отличаются такими качествами, как:

  • вес;
  • надёжность и точность работы;
  • прочность и износостойкость;
  • плавность, эффективность и бесшумность работы.

Чем ниже уровень оборудования, тем тяжелее велосипед, тем быстрее выйдут из строя трансмиссия и тормоза, тем хуже будет амортизация вилки и менее комфортным – переключение скоростей, и тем чаще вам придётся заниматься настройкой и устранением неисправностей.

Существует два ведущих производителя комплектующих трансмиссии и тормозной системы: Shimano и SRAM. У каждого из них есть линейки оборудования от начального до профессионального уровня. Бывают готовые наборы – групсеты. Но зачастую фирмы, занимающиеся выпуском велосипедов, комбинируют комплектующие разных линеек, добиваясь наиболее эффективного соотношения цена-качество.

Например, Welt Rubicon 2.0 27 2020 с трансмиссией прогулочного уровня Shimano Altus оснащён задним переключателем более высокого класса Shimano Deore, так как именно задний переключатель испытывает основную рабочую нагрузку при переключении передач.

К слову, групсет этой модели можно считать минимальным уровнем оборудования, с которого стоит начинать рассматривать MTB велосипед, как приемлемый не только для «парково-прогулочного» катания, но и для серьёзного бездорожья и более агрессивной езды.

Тормоза – вторая важная составляющая обвеса. Ободные тормоза на MTB мы даже не принимаем во внимание, а про механические дисковые поговорим дальше в разделе о бюджетных горных велосипедах. К тому же, на всех последних массовых моделях MTB более-менее достойного уровня по умолчанию стоит дисковая гидравлика.

Поэтому лучше рассмотрим те параметры, о которых мало кто знает из начинающих MTB-шников, и поэтому не задумывается о них при покупке своего первого горного велосипеда.

Хороший горный байк должен иметь тормозную систему среднего класса с регулировкой досягаемости ручки тормоза или более высокого уровня – с дополнительной регулировкой свободного хода и точки контакта колодок.

Регулировка досягаемости (положения ручки) позволяет уменьшить или увеличить расстояние от ручки тормоза до грипсы руля под длинные или короткие пальцы.

Регулировка свободного хода влияет на величину хода ручки до момента начала торможения. Некоторые велосипедисты предпочитают длинный ход, в то время как другие – короткий.

Также стоит упомянуть модуляцию. Это характер зависимости усилия торможения от усилия, прикладываемого к рычагу тормоза. Система с хорошей модуляцией при лёгком нажатии на рычаг передает тормозам небольшую мощность, а по мере увеличения усилилия на ручке тормоза плавно наращивает мощность торможения.

Тормозная система с плохой модуляцией может при незначительном изменении давления на рычаг многократно увеличить мощность торможения, что приведёт к полной остановке велосипеда, заносу заднего колеса или блокировке переднего с последующим полётом через руль или потере управления. Как правило тормозные системы на горных велосипедах прогулочного уровня обладают низкой модуляцией.

На MTB любительского и среднего спортивного класса сейчас чаще всего устанавливают простую гидравлику, такую как Shimano MT200 и MT400, имеющую только регулировку досягаемости ручки с помощью шестигранника. Более продвинутые тормозные системы профессионального уровня, такие как Shimano XTR Trail M9020, имеют регулировку досягаемости и свободного хода ручки, но такими системами оснащаются дорогие и продвинутые байки, покупка которых вряд ли оправдана в качестве первого горного велосипеда.

Также можно иметь в виду размеры ротора (тормозного диска) как показатель тормозного усилия (помните, что больше роторы = больше усилие торможения). Часто передний ротор устанавливают большего размера, чем задний, это немного уравнивает требуемое усилие на ручках переднего и заднего тормоза, т.к. заднее колесо обладает меньшим сцеплением с покрытием во время интенсивного торможения.

Как правильно выбрать свой первый горный велосипед

И, наконец, еще одна важная часть комплектации горного велосипеда – амортизационная передняя вилка. Она бывает трех основных типов:

  • Пружинно-эластомерная. Подходит для прогулочного «паркового» катания. Самый бюджетный вариант. Все МТВ велосипеды в «Канте» с пружинно-эластомерной вилкой.
  • Воздушно-масляная. Подходит для всех видов катания, обладает наименьшим весом, легко настраивается под вес велосипедиста, дороже прочих вариантов. Все МТВ велосипеды в «Канте» с воздушно-масляной вилкой.
  • Пружинно-масляная. Также подходит для всех типов езды – трейлы, фрирайд, олл-маунтин, даунхил и т.д. Немного проще в обслуживании, чем воздушная, однако заметно тяжелее. Все МТВ велосипеды в «Канте» с пружинно-масляной вилкой.

Пружинно-эластомерные мы не берём в расчёт, так они абсолютно не подходят не только для трейлов, но даже для агрессивной езды по грунтовкам и грейдерным дорогам, так как это вилки с очень условной амортизацией. Катать по грунтовкам с ними можно, по городским паркам, но это почти не будет отличаться от езды с ригидной жёсткой вилкой, при высокой скорости руки будут напрягаться и уставать, а веса велосипеду эта вилка добавит значительно. Поэтому выбирать стоит между воздушно-масляной и пружинно-масляной.

Рабочий ход вилки для горного велосипеда (не экстремальных дисциплин) обычно лежит в пределах 100-120 мм, и она должна иметь соответствующие настройки:

  • lockout – функция блокировки вилки, управление блокировкой может быть расположено на самой вилке или вынесено на манетку на руле;
  • preload – регулировка жёсткости (касается только пружинно-масляных вилок, в воздушно-масляных жёсткость регулируется давлением в воздушной камере);
  • rebound – регулировка отскока, т.е. скорости возврата вилки в исходное положение после сжатия.

Функциями локаут и прелоад оснащаются большинство современных вилок, даже пружинно-эластомерные. Другой вопрос, насколько эффективно в реальности они работают. Хорошая вилка также должна быть оснащена функцией регулировки отскока, которая используется для настройки под разные виды покрытия и характер езды. На асфальте желательно закручивать отскок, чтобы вас не начало раскачивать, а на грунтах ослаблять.

Как видим диапазон выбора ещё больше сузился. Среди них, на мой взгляд две модели достойные в качестве первого хорошего горного велосипеда:

    или MERIDA Big.Seven 40-D 2020 с 27-дюймовыми колесами

Велосипед MERIDA Big.Nine 300 2020 Silk Anthracite/Green/Black

Обе фирмы являются одними из надёжных ведущих велосипедных брендов. Рамы, рулевые узлы и прочие компоненты и Merida и Giant изготавливают на собственном производстве. У Merida более широкая линейка бюджетных велосипедов, а Giant делает акцент на спортивные и продвинутые линейки.

Оба велосипеда – MERIDA Big.Seven и Giant Talon 1 GE – оснащены оборудованием примерно одного уровня. Но есть некоторые отличия:

  • у Giant Talon стоит пружинно-масляная вилка RockShox XC30 с регулировкой отскока, и работает она лучше, чем воздушно-масляная SR Suntour XCR. Она подходит для более высоких нагрузок и ремонтопригодна ввиду наличия разных запчастей к ней;
  • преимущество MERIDA Big.Seven в том, что она легче, чем Giant Talon 1.

Giant Talon 1 отличается великолепной управляемостью, обладает хорошей динамикой и сохраняет уровень комфорта практически на любых дорогах, переключение передач чёткое без посторонних звуков и залипаний, но по соотношению цена-качество, Мерида, пожалуй, выигрывает.

Как выбрать простой MTB велосипед?

Если вы покупаете ваш первый горный велосипед, чтобы ездить на нем на загородный уик-энд и не планируете катать что-то сложное, то возможно, хотели бы приобрести более простую и бюджетную модель. Как и обещала в самом начале статьи, немного о тонкостях выбора MTB велосипеда для прогулочной езды по лесным и грунтовым дорогам.

Как правильно выбрать свой первый горный велосипед

Тормозные системы. Существует много вариантов, но сейчас используются в основном три: ободные v-brake, дисковые механические и гидравлические. Ободные тормозе на горные байки уже, как правило, не ставят. Они рулят только на шоссейниках, за счет меньшего веса. Преимуществом дисковых тормозов для MTB является бОльшая эффективность, лучшая модуляция и независимость от погодных условий. Также вам не придётся со временем менять обода по мере их износа колодками. Дисковые тормоза всегда будут срабатывать равномерно и предсказуемо, несмотря на то, что в них могут появиться различные шумы и визг из-за попадания воды, песка, мелких камушков или искривления диска.

Поэтому при покупке горного велосипеда стоит рассматривать варианты дисковых механических и гидравлических тормозных систем. Среди них в приоритете гидравлика. Да, гидравлические тормоза действительно эффективнее и в каких-то аспектах надежнее, но мы сейчас говорим не об экстремальном байке, поэтому давайте для начала разберёмся, а заодно развеем некоторые заблуждения. Считается, что гидравлика лучше тормозит в мокрую погоду и в грязь. На самом деле, покупая MTB начального или любительского уровня, и не планируя устраивать на нём езду по сложным горным трассам с экстремальными спусками на высоких скоростях, вы хоть и почувствуете разницу в эффективности торможения гидравлических и механических тормозов, но механики вам будет достаточно даже на затяжных спусках в ливень.

В чём же на самом деле минусы механики?

  • Механические тормоза сильнее зависят от условий эксплуатации. Их подвижные механизмы могут забиться грязью и песком, тросики могут покрыться ржавчиной.
  • При эксплуатации в жёстких грязевых условиях может потребоваться очень частая подстройка и очистка для обеспечения хорошей работы тормозов. Буквально через каждые несколько километров.
  • При спокойной езде после определенного километража, примерно раз в 1000 км приходится подводить колодки по мере их износа. Если вы планируете кататься раз в неделю по 20-30 или даже 50 км по асфальту и проселочным дорогам, то необходимость настройки будет возникать не очень часто. Это у хорошей механики, плохую придется настраивать чаще.

В случае с гидравликой всё проще. О настройке тормозов можно забыть до тех пор, пока не потребуется замена колодок из-за полного износа или прокачка гидравлической системы. Прокачка выполняется в мастерской с помощью соответствующего оборудования. Для тех, кто не разбирается в технике и не готов вникать, где и что нужно подкручивать на велосипеде, гидравлические тормоза единственный выбор.

В чем минусы гидравлики? Невозможность починить самостоятельно в полевых условиях в случае поломки. Теоретически поломки могут быть любые, вплоть до протечки масла или тормозной жидкости в проблемных тормозах, однако на практике с гидравликой критические поломки случаются куда реже, чем с механикой. Врочем, если вы любитель автономных длительных путешествий в разные дикие места, включая передвижение не только по асфальтированным дорогам и планируете отправиться в такие поездки на велосипеде, то вышедшие из строя гидравлические тормоза могут создать рискованную ситуацию. В этом случае, возможно, механика станет лучшим выбором.

Как правильно выбрать свой первый горный велосипед

Приличный простой треккинговый велосипед с механическими дисковыми тормозами одного из самых топовых и зарекомендовавших себя велосипедных брендов – Giant ATX 1 27.5 GE 2020 надёжный, выносливый и неприхотливый. Эта модель хороша для длительных маршрутов и путешествий по асфальтированным трассам, хорошим укатанным грунтовкам и лесным дорогам. Очень удобное седло, что важно во время длительной езды целый день. Механические тормоза, надёжные и эффективные, в том числе на затяжных и скоростных спусках. Единственное, на очень длинных беспрерывных спусках – по 5-10 км, возможно придётся периодически делать остановки, чтобы остудить колодки и роторы.

Более бюджетная модель отечественного бренда с таким же уровнем комплектующих и вполне качественной сборкой – Format 1414 27.5 2020

К сожалению, готовые байки с механическими дисковыми тормозами поставляются сейчас только с трансмиссией любительского уровня, которая не предназначена для тяжелых условий катания. Если вам нужен байк с оборудованием уровнем выше, то на нём в любом случае будут стоять гидравлические тормоза. Перед тем, как отправиться в очередную автономку желательно проверить их. Первый признак, указывающий на то, что тормозная система требует прокачки – когда ручка тормоза «проваливается», то есть в полностью зажатом положении почти касается грипсы.

При покупке горного велосипеда с гидравлическими дисковыми тормозами необходимо учитывать, что плохая гидравлика может оказаться менее эффективной и быстрее выйдет из строя, чем хорошая механика. Поэтому не обманывайтесь ценой и не покупайте дешевые модели велосипедов с низким уровнем оборудования, иначе через год-два придётся потратить больше средств на его замену.

Например, однозначно не стоит покупать велосипед с дисковыми гидравлическими тормозами Tektro Auriga. У них плохая модуляция, рукоятка тормоза со временем начинает разбалтываться и люфтить, а система требует частой прокачки. И вообще, тормоза Tektro не отличаются стабильностью, некоторые могут исправно работать годами даже без прокачки, а некоторые начинают создавать проблемы сразу после покупки.

Каков итог, и что же выбрать?

Простые, надежные и привлекательные модели MTB велосипедов по соотношению цена-качество в линейке велосипедов Welt с оборудованием любительского и чуть выше уровня.

Самым оптимальным выбором для езды не только по асфальту и грунтовкам, но и по бездорожью будет Welt Rubicon 2.0 29 2020 с колёсами 29” или Welt Rubicon 2.0 27 2020 с колёсами 27,5”

В заключение хочется сказать, что на выбор велосипеда влияет много субъективных факторов. К тому же не существует единых мнений, какое оборудование лучше, даже среди профессиональных велосипедистов. А в линейке бюджетных моделей, зачастую, вообще не заметна разница. Поэтому руководствуйтесь в первую очередь тем, какой велосипед вам больше приглянулся, и при взгляде на который вы чувствуете, что это ваш байк. Тогда он и катиться будет легко и быстро, и переключаться всё будет идеально, и поездка станет доставлять удовольствие.

Металлы и материалы при производстве велосипедов

алюминиевые рамыВелосипед давно уже перестал быть просто средством передвижения, в современном мире его применяют и качестве тренажёра для поддержания спортивного и подтянутого тела, а прогулочные катания давно уже стали одним из популярных способов активного отдыха.

Современные велосипеды представлены множеством двухколесных машин разных видов, которые разрабатывают и выпускают для разных поверхностей, стилей и целей езды. Состоит такой транспорт из следующих основных узлов: рама, колеса, передняя вилка, трансмиссия, тормоза, руль и седло.

Самой главной частью велосипеда является рама, от качества и характеристик которой зависят основные особенности и параметры транспортного средства. Основными материалами при производстве рам являются следующие:

  • сталь;
  • алюминиевые сплавы;
  • титан;
  • карбон;
  • магний.

Каждый имеет свои достоинства и, несмотря на то что длительное время предпочтение отдавалось стальным основам, преимущества алюминия и других материалов становятся всё более весомыми, что делает произведенные из них велосипеды востребованными у многих пользователей. Преимущества сталь, алюминий (в составе сплавов), магний, карбон и титан рассмотрим подробнее.

Стальные рамы

Чаще всего применяют хромомолибденовую сталь. Рамы, произведенные из данного металла, обладают высокой прочностью и не разрушаются под воздействием высоких нагрузок. Материал не накапливает внутреннюю усталость, что повышает длительность работоспособности рамы. Велосипед со стальной рамой достаточно мягко передвигается и гасит неровности дорог, при этом он не боится падений и легко ремонтируется методом сварки. Транспорт отличается низкой стоимостью, но при этом надежен и долговечен.

Недостатками применения стальных сплавов для производства велосипеда заключаются в большом весе готового изделия и подверженности коррозии (рекомендуется исключать катания в дождь и уличное хранение).

Рамы из алюминиевых сплавов

В чистом виде алюминий слишком мягкий, поэтому в производстве используют сплавы на его основе с добавлением цинка, меди, магния, марганца и других. Материал обладает высокой коррозийной устойчивостью. Главное преимущество велосипеда с алюминиевой рамой — низкий вес, за счет чего значительно быстрее набирается скорость и повышаются её максимальные значения. На таком вело транспорте легче подниматься в горку, однако он плохо гасит вибрации от дорожных неровностей и обладает малой инерцией.

Из недостатков алюминиевых сплавов в качестве основы для производства велосипеда можно выделить: недолговечность, чувствительность к ударам и непригодность к ремонту. Хотя по ремонтопригодности следует отметить, что такой металл при производстве велосипедов или ремонте можно сваривать при помощи TIG сварки, однако такая сварка сложна, дорога и требует опыта и мастерства, поэтому доступна далеко не везде.

Использование карбона

В велостроении карбон применяют для изготовления рам, руля, колес, подседельных штырей, вилок и выносов. Он представляем собой композиционный материал, состоящий из переплетенных углеродных нитей, расположенных в матрице из полимерной смолы. Карбоновые рамы — это конструкция, сплетенная из стекла, углеродных волокон, пропитанная смолами и спеченная при высокой температуре. За счет такой структуры карбоновые рамы смягчают вибрации, обладают высокой упругостью, низким весом и невосприимчивы к коррозии.

Минус применения карбона — высокая цена готового изделие и хрупкость.

Титановые рамы

Использование титана при производстве велосипеда наиболее перспективно. Материал применяют в виде сплавов с молибденом, ванадием или кремнием. Металл сложен в обработке, поэтому имеет высокую стоимость.

Велосипеды с титановыми рамами устойчивы на бездорожье, хорошо гасят вибрации, плавно передвигаются, не теряют скорость и обладают высокой инертностью.

Магний в производстве велосипедов

Магний редкий и дорогой металл, применяется реже предыдущих материалов и считается инновационным направление производства. Рамы на основе магния самые легкие и при этом отлично снижают вибрации и обладают высокой прочностью.

Из недостатков: слабые ходовые свойства на подъемах, подверженность коррозии и не переносимость высоких нагрузок.

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Какую выбрать раму для велосипеда?

Место, где указан размер — как правило, подседельная труба, там будет написано или буквенное обозначение (S,M,L,XL) или цифровое, в дюймах или см. Негласно принято, что размеры шоссейных, гибридных и городских велосипедов измеряются в сантиметрах, а размеры горных байков в дюймах. Вызвано это тем, что шоссейный велосипед изначально приобрел популярность в южной Европе, а горный был изобретен в США.

Теперь, друзья, запомните одну вещь — когда кто-то говорит, что вам подойдет, например рама 18″, то это очень усредненная информация, потому что этот размер на сегодняшний день говорит очень немного. В прошлые времена, когда рамы были практически одинаковыми, длина подседельной трубы 18″ (457,2мм) могла сказать, что этот размер рамы подойдет под рост 175см. Сейчас же, производители велосипедов выпускают огромное количество рам с различными геометриями, для разных направлений езды. Давайте перейдем к примерам.

Стоит ли покупать велосипед с карбоновой рамой?

Рассмотрим этот вопрос с двух позиций:

  • Покупка карбона с рук (б/ушный велосипед)
  • Покупка нового велосипеда.

Что нужно сделать для проверки качества при покупке б/у карбона:

Выше уже упоминалось о том, что карбон боится точечных ударов. Он в этих местах начинает разрушаться. Второе слабое место – металлические вставки. Это основные скрытые угрозы старых карбоновых байков. Поэтому нужно:

Тщательно осмотреть раму на предмет внешних повреждений, трещин, глубоких царапин, сколов и т.п. Любая трещина — это очень серьезная проблема для композитного материала. В этом месте резко возрастает вероятность разрушения и кататься на таком байке просто опасно

Учтите, что она может быть под слоем краски и незаметна на первый взгляд.

Обратите внимание при осмотре на наличие расслоения слоев. Расслоение слоев карбона означает, что смола, связывающая слои повреждена и больше не держит их, а значит резко уменьшается прочность издения. Признаки расслоения слоев:

Затуманенный или побелевший участок поверхности, внешне отличающийся от нормальных частей

Целые участки стекловидны, имеют глубокий блеск, как будто смотришь на жидкость. В расслоенных местах смола пронизана микротрещинами и поэтому они выглядят матовыми, потерявшими яркость.
На поверхности видны вздутия или небольшие волны, складки. Если заметны переливы в цвете на вроде бы ровной трубе — это серьезная причина для отказа в покупке. Практически всегда это означает, что карбон уже начинает разрушаться. Только не нужно путать переливы в реальной покраске и переливы в цвете карбона.
Все трубы рамы должны быть ровные и гладкие.

Для проверки целостности карбона хорошим методом можно считать простукивание. Если Вам «медведь не топтался по ушам», то рекомендуем попробовать. Только стучать нужно не пальцем, а твердым предметом. Стук по поверхности карбона вызывает характерный звонкий звук. В зоне расслоения или трещины звук будет другим, обычно менее звонким.Так же можно проверить велосипед на скрипы. Сядь на него и попробуйте подвигать в стороны. Трещины и расслоения могут вызывать поскрипывания или даже попискивания. Попробуйте найти причину скрипов — если это, например, педали — это один вопрос, но если скрип идет от рамы — это уже плохо.

Проверить жесткость посадки металлических вставок — двигаются они или нет, что сделать по интернету проблематично. Так же обратите снимание на подседельную трубу и крепление в ней подседельного штыря.
Попытаться выяснить реальную причину продажи, в каких условиях байк эксплуатировался и хранился, часто ли падал, кто и как на нем катался. Все-таки карбоновые велосипеды лучше эксплуатировать и хранить аккуратно.
Когда он был куплен первый раз. Так выясняется насколько он старый – ведь срок нормальной эксплуатации этих велосипедов всего несколько лет. И если предлагается модель с 5-6 летним сроком эксплуатации – то лично я бы не покупал.
Попробовать на нем прокатиться и определить подходит ли он Вам по геометрии рамы, росту, жесткости, амортизационным свойствам и т.п. Я бы советовал именно нормально покататься, а не посидеть и «проехаться кружочек».

Ну и дальше, в зависимости от предлагаемой цены и целей, для которых Вы его покупаете, принимайте решение.

Хотя лично я рекомендую, если сильно хотите карбон – купите себе лучше новый.

Что касается покупки нового карбонового велика.

На мой взгляд, карбон очень перспективный материал для изготовления велосипедных рам. Его использование в профессиональном велоспорте оправдано и себя окупает.

Что касается рядового велосипедиста, использующего велик «для покататься и получить удовольствие», я считаю так: если есть лишние деньги, сильное желание и возможность – ну купите и попробуйте. Хотя все же лучше сначала попробуйте. Почувствуйте езду на нем и, если понравится, купите.

Лично мое мнение — я бы купил себе за эти деньги хороший стальной или титановый велосипед. И в общем то, только из-за того, что они более крепкие, надежные и я смогу их через несколько лет эксплуатации спокойно продать или оставить подросшим детям.

В следующей статье, мы немного поговорим о рамах, выполненных из редких и оригинальных материалов. Каких? Перейдите по этой ссылке и почитайте.

Основные недостатки карбоновых рам:

  • Только грамотно спроектированная геометрия рамы, причем учитывая вес велосипедиста, правильно подобранное направление слоев волокон, выполненная из качественных материалов сама рама, вилка и задние перья могут неплохо гасить мелкие вибрации. Ехать на такой раме будет достаточно комфортно. В остальных случаях велосипед может оказаться очень жестким, в отличие от велосипеда со стальной рамой, у которого сама сталь по своим физическим свойствам хорошо гасит вибрации во всех направлениях. Подчеркиваю еще раз — велосипед, расчитанный для сто килограммового велосипедиста будет жестким для 70 килограммов.
  • Если Ваш вес более 100 кг очень серьезно отнеситесь к выбору. Внимательно изучите инструкцию на предмет предельного веса на который рассчитан велосипед. При таких весах ударная нагрузка, даже при съезде с бордюра, особенно регулярно повторяющаяся, ведет к ее разрушению. В таких случаях мы советуем приобретать стальные или алюминиевые велосипеды.
  • Надежность рамы так же сильно зависит от качества изготовления и продуманности геометрии рамы. В противном случае она может быстро разрушиться.
  • Высокая цена. Китайцы смогли довести их цену до приемлемых уровней и вытеснили титановые модели, но пока не достигли уровней хороших стальных и алюминиевых моделей.
  • Хрупкость. Боятся точечных ударов, требуют аккуратного обращения, отсутствия ударов и падений велосипеда. В местах сколов или сильных царапин их крепость нарушается.
  • Разрушаются сразу и быстро – значительно хуже, чем алюминиевые.
  • Очень сложно ремонтируются. Некоторые мастера пытаются заделывать «точечные» удары и даже поломки, но эффективность таких ремонтов слишком низкая. Это объясняется тем, что если ремонтировать раму накладыванием карбонового бандажа, то изменится сечение трубы. Соответственно изменятся нагрузки, действующие на нее, а само место ремонта все-равно останется «слабым звеном», которое может «выстрелить» в будущем.
  • При температурах меньше нуля карбон, в отличие от всех металлов, становится более хрупкий. Нельзя сказать, что зимой он рассыпется при падении, но вероятность появление сколов и трещин при ударе повышается.
  • Средний срок службы – всего несколько лет. Это практически самые мало живущие велосипеды, причем, они на порядок дороже стальных.
  • На велосипеде с карбоновой рамой сложно установить багажник, хотя наши умельцы решают и эту проблему, правда достаточно кустарными методами.

Еще маленький штришок по поводу хрупкости карбона. Если на стальном велосипеде начать туго затягивать болт в креплении подседельного штыря (у нас же народ физически крепкий) – ничего не случится, максимум сорвете резьбу и замените болт. А вот тоже самое сделать на карбоновом подседеле – сразу получите трещину. Кстати, несколько фото о китайских карбоновых подседелах, не выдержавших поперечной нагрузки и сломавшихся во время поездки. Согласитесь, у велосипедиста были не самые приятные ощущения в этот момент.

Какую выбрать раму для велосипеда? Выбираем размер рамы женского велосипеда правильно Велосипедная рама: основные характеристики Как выбрать горный велосипед + рейтинг лучших производителей Размеры рамы велосипеда по росту - таблица, как выбрать размер колеса и ростовку | сайт котовского Так ли важна карбоновая рама на велосипеде | сайт котовского Как выбрать размер рамы женского велосипеда? Какую выбрать раму для велосипеда? Велосипедные рамы: типы, основные различия Правильный выбор рамы велосипеда

Видео о плюсах и минусах карбоновых велосипедов

Хочется сделать маленькое замечание по поводу этого видео. Ребята, в качестве примера, говорят о том, что «карбоновые лопасти вертолетов не разрушаются от пулевых отверстий». Замечу на это следующее: Во-первых — лопасти, конечно, не разрушаются, но их сразу же меняют на аэродроме, как только вертолет туда дотянет. И во-вторых – ну там явно не тот же материал, что в велосипедной раме и делают его точно не китайские мастера. Производство авиационного карбона процесс очень кропотливый, сложный и дорогостоящий.

Так всё таки — стоит поднапрячься и взять карбоновый велосипед?

Не являясь ни любителем, ни отрицателем карбона, я могу сказать следующее: пока что карбоновые рамы и компоненты остаются достаточно дорогими, поэтому вопрос целесообразности их приобретения зависит исключительно от состояния кошелька. Карбон почти по всем характеристикам лучше алюминия, и лишь цена является стоп фактором для многих велосипедистов.

Карбон легче алюминия и как минимум, не хуже по долговечности, снижает вибрационную нагрузку на руки и позвоночник. Имеет высокую жесткость в области кареточного узла (что повышает эффективность педалирования). В конце концов, карбон выглядит интереснее. Почти все современные велосипеды высокого уровня категории шоссе и MTB имеют карбоновые рамы. Разница в цене с алюминиевой моделью при идентичном обвесе — условная тысяча долларов. Покупатель решает, нужно ли ему переплачивать эти деньги.

Алюминий на сегодняшний момент ни в коем случае не является устаревшим материалом для велосипедных рам и компонентов. Он достаточно легок, а избыточную жесткость можно смягчить покупкой карбоновых руля и подседела. Если разница в цене алю и карбонового байка заставляет вас залезать в долги или дольше копить, то плюньте и купите алюминий.

Есть такое обманчивое ощущение, когда покупаешь дорогую вещь: типа, живу один раз, куплю велосипед мечты, и он мне теперь до пенсии будет. Это фигня — через два года ваш велосипед мечты морально устареет, надоест, появятся новые тренды на рынке и вы снова начнете выбирать новый байк. Так что не стоит излишне напрягаться, чтобы купить вещь, которую не можете себе позволить.

Прошу читателей поделиться мнением насчет карбона, особенно, если вы являетесь ярым приверженцем — расскажите, чем он вас так привлекает.

Сказать спасибо за статью можно репостом в Фейсбуке или Вконтакте:

Основная проблема карбоновых рам

В чем, на мой взгляд, основная проблема карбоновых рам? Как ни странно, ни в эксплуатационных характеристиках и даже не в цене. Тот кто решил ее купить скорее всего имеет на это деньги. Настоящая трудность в том, чтобы найти и купить грамотно спроектированную раму из настоящего и качественного карбона, а не из смеси карбонового волокна и стеклопластика.

Почему? В самом начале статьи мы описали что из себя представляем карбон как материал. Само по себе углеродное волокно стоит не дешево, да и правильно подобрать смолы, которыми его заливают, соблюсти всю технологию производства, выложить слои ткани под правильными углами, обеспечивающими оптимальное распределение нагрузок не так просто.

При производстве рамы карбоновые слои вручную накладывают один на другой. Причем нити должны пересекаться под нужным углом. При этом очень много зависит от квалификации работника. Если между слоями, в смоле, остануться небольшие пузырьки воздуха, то при запекании, в раме образуются пустоты, значительно снижающие её крепкость. Толщина стен и так не очень большая, а тут еще и пустоты внутри неё. Именно в этих местах они люмаются и начинают слоиться.

При изготовлении авиационных изделий идет постоянный контроль качества с использованием специального оборудования на всех этапах производства, что вряд ли делается при изготовлении велосипедов. Да и толщина стенок изделий там значительно выше, чем у труб велорам.

С учетом того, что производство изделий из карбона требует много ручного труда и времени, особенно при изготовлении деталей сложных форм, основное их производство расположено в Китае. Я не собираюсь оспаривать того, что часть мировых брендов действительно делают хорошие и качественные рамы под наблюдением специалистов (с большой буквы), по хорошим матрицам и лекалам, из качественных материалов и на своем оборудовании. Такие рамы очень хороши по всем параметрам и на них можно нормально ездить, не боясь, что она сломается при прыжке с бордюра.

Велосипедная рама и всё о ней. особенности и выбор Как выбрать велосипед Материал рамы велосипеда Велосипедные рамы Карбоновая рама для велосипеда: вес, отзывы Карбоновый велосипед Как выбрать горный велосипед Ростовка велосипеда. таблицы ростовок для различных типов велосипедов Размер велосипеда. как выбрать правильно Какого размера должна быть рама велосипеда. да, у велосипедов есть размеры!

Но, во-первых такие велосипеды стоят не 200-300$, а на порядок выше, а во-вторых, и это главное: Вы можете быть уверены в том, что покупаете велосипед именно настоящих брендов, а не дешевую и красиво раскрашенную подделку из китайского гаража или выбракованный при контроле качества байк?

Потратить большие деньги, покататься немного и при первом же серьезном падении или ударе сломать раму и выкинуть ее на свалку? Это, как говорится, на любителя.

Минусы

Главным недостатком любители смело называют их высокую стоимость. Однако стоит отметить, что она вовсе не является завышенной, так как ходовые качества велосипеда на титановой основе полностью оправдывают свою цену. Зачастую их стоимость составляет 400-500 долларов США, однако элитные модели известных марок могут превышать $1000.

Другим недостатком титанового сплава считается низкая ремонтопригодность, так как этот материал обладает исключительной прочностью и плохо подвержен воздействию. Однако благодаря этим же качествам, изделие получается достаточно надёжным и не требует ремонта в течение не одного десятка лет. Случаи повреждения встречались в истории профессионального велоспорта, однако их было совсем немного.

Существует небольшая потеря энергии при работе в гору. Вследствие этого титановые велорамы реже используются в таких видах велоспорта, как кросс-кантри, и предпочтение больше отдаётся алюминию.

Особенности выбора

Для непрофессионалов особый интерес могут представлять два типа велосипедов, выполненных с использованием углеродного волокна:

Как правильно выбрать свой первый горный велосипед

Шоссейный карбоновый велосипед.

Шоссейный – подходит для неспешной или скоростной езды по специально подготовленной трассе (например, велосипедной дорожке). Считается одним из лучших тренажёров, поддерживающих в тонусе все группы мышц. Преодолеть большие расстояния и получить наибольшую пользу для организма с таким велобайком просто и приятно, что ценится как профессиональными спортсменами, так и любителями.

Как правильно выбрать свой первый горный велосипед

Горный карбоновый велосипед .

Горный – особая модель, предназначенная для езды по пересечённой местности. Более широкие колёса и особая геометрия рамы позволяют без проблем справляться с перепадами высот. В то же время такие велосипеды достаточно универсальны. В нише моделей для начального уровня катания практически нельзя обнаружить велосипеды с карбоновой рамой. А вот среди кросс-кантрийных байков или полноценных велосипедов для горного катания есть модели из карбона. Хотя производители всё ещё достаточно часто отдают предпочтение проверенной годами классике – алюминию с баттингом (переменной толщиной стенок), инновационные модели на рынке тоже присутствуют.

Карбоновая рама для велосипеда: плюсы и минусы, советы по уходу и ремонту Какую раму выбрать на велосипед: алюминиевую или стальную? Титановый велосипед с рамой рапид Титановая рама для велосипеда Действительно ли нужен карбон на велосипеде Карбоновые велосипедные рамы - особенности и нюансы выбора Какую выбрать раму для велосипеда? Выбираем размер рамы женского велосипеда правильно Велосипедная рама: основные характеристики Как выбрать горный велосипед + рейтинг лучших производителей

Основные особенности титановых рам

В основе титановой рамы лежит специальный сплав, в структуру которого входит не только титан, но и другие химические составляющие такие, как ванадий, алюминий, кремний и прочие. Обработка полученного сплава занимает большое количество времени. Это происходит из-за особого сочетания таких свойств, как повышенная прочность, устойчивость к коррозионному воздействию внешней среды и легкость.

В современном производстве велосипедов существует большое количество сплавов, которые успешно используют разные производители для создания профессиональной техники. Все они отличаются своими свойствами и политикой ценообразования. Рамы или, так называемые велосипедные основы из титана обычно предпочитают велосипедисты, которые связали свой образ жизни с данным видом спорта. Титановые сплавы отлично сохраняют свои технические характеристики при экстремальных погодных условиях. Неспроста подобные рамы являются основой для туристических байков, которые принято использовать для покатушек в зимнее время года. Профессионалы не рекомендуют использовать модели велосипедов с титановыми рамами новичкам, для которых велосипед лишь приятное занятие, востребованное исключительно в теплое сезонное время. Для этого есть целый ряд причин, а именно:

  • высокая цена материала, которую вряд ли будет рационально платить для того, чтобы совершить несколько недорогих прогулок в черте города;
  • особые аэродинамические свойства велосипедов, к которым нужно привыкнуть, прежде чем совершать поездки на большие туристические расстояния. Байк с титановой рамой плавно разгоняется, именно поэтому на нем сложно совершать резкие рывки, но проще осуществлять продолжительные поездки, с затяжными подъемами и непродолжительными спусками.

Алюминиевые рамы

смело можно назвать самыми универсальными. Сплав, использованный при производстве конструкции, довольно дешевый и при этом очень легкий. Поскольку алюминий – мягкий металл, в чистом виде для создания велорам он не годится. Производители велосипедов используют алюминий в качестве основы сплава, домешивая его различными элементами. Именно по этой причине на байках с алюминиевыми рамами присутствуют различные маркировки. Самыми распространенными и часто встречающимися являются серии – 5000, 5086, 6000, 6061, 7000, 7005. Расшифровываются эти коды следующим образом – первая цифра говорит нам о превалирующем металле в сплаве. Алюминий – 5, магний – 6, цинк – 7. В данном случае большее число не является показателем более высокого качества.

Нередко в описании байка встречается диковинный термин «гидроформинг». Если вы прочли его в аннотации к своему велосипеду, значит, что для придания конструкции нужной формы, рамочные трубы помещались в специальный резервуар с разогретым маслом, высокая температура которого позволяла придать трубам нужную форму. Данная технология позволяет изменить геометрию рамы, улучшив тем самым накат велосипеда.

Достоинства и недостатки алюминиевых рам

Рама алюминиевая имеет множество положительных сторон:

  1. В первую очередь, изделия из этого сплава являются лучшими в плане соотношения Вес/Стоимость. Именно по этой причине преимущественное большинство велосипедистов отдаем предпочтение байкам с алюминиевой основой. Для сравнения возьмем два велика – один с заниженной рамой, другой с завышенной. Вес первого составит порядка 1900-2200 граммов, а второго – 1400-1700 грамм. Согласитесь, показатели более, чем привлекательные.
  2. Обеспечивает отличную динамику – велосипед быстро набирает скорость, не проседает. Жесткая рама позволяет эффективнее въехать на гору.
  3. Материал не поддается коррозии.
  4. Алюминиевые рамы идеально подходят людям с большим весом.

К недостаткам конструкции из алюминия можно отнести:

  1. Слабый накат – разгоняется велик также быстро, как и теряет набранную скорость.
  2. Жесткость материала не позволяет ему гасить вибрации. Каждый удар велосипедист будет ощущать. Из-за невозможности амортизации данный тип рам крайне нежелателен велосипедистам, чей вес меньше 70 кг.
  3. Алюминий – металл, способный накапливать усталость. По прошествии 10-12 лет вероятность образования трещин в основании рамы возрастает до 90%. Таким образом, получаем еще один недостаток – недолговечность.
  4. Детали из алюминия не пригодны к ремонту.

Правило 3. Доверяйте производителям

Каждый заслуживающий доверия производитель обязательно посоветует правильный размер велосипеда для ваших параметров. Самый главный параметр — ваш рост. Если по какой-то причине вы его не знаете или забыли (утро субботы, всякое бывает) — измерьте.

На всякий случай, если не знаете как это сделать: вам понадобится книга, карандаш и рулетка.

  1. Снимите обувь, встаньте на ровный пол спиной к стене, поставив ноги на расстоянии нескольких сантиметров друг от друга, и выпрямитесь.
  2. Положите книгу на макушку так, чтобы книга торцом касалась стены.
  3. Отметьте место под книгой над головой и измерьте расстояние от пола до этой отметки. Это и будет ваш рост.

Как правильно выбрать свой первый горный велосипед

Этот человек знает свой рост

Зная свой рост, найдите на офицальном сайте бренда модель велика, который вы собираетесь купить, и, с большой долей вероятности, там же вы увидите рекомендации по подбору размера рамы. Скорее всего, вы найдете 3-5, а иногда даже больше разных размеров для выбранной модели в зависимости от вашего роста.

Что выбрать?

Если вам необходим прогулочный велосипед за минимальные деньги, если вы сильный и готовы поднимать 15 кг велосипед, если вы не гонитесь за модой, то велосипед из стали это ваш выбор!

Во всех остальных случаях нужно брать велосипед из алюминия. Это удобная, современная рама с отличным внешним видом и эксплуатационными качествами! Такой велосипед будет вас радовать повышенной управляемостью, хорошей жесткостью и будет в сравнении со стальным велосипедом легким как перышко колибри. Век стальных рам ушел в прошлое.

Пора перестать сомневаться и начать использовать новые технологии. Не идите на поводу у консерваторов и староверов. Даже проверенные “дедовские” решения сменяются рано или поздно на что-то принципиально новое и революционное. Сделайте шаг вперед — шаг в будущее!

Размеры рамы велосипеда по росту - таблица, как выбрать размер колеса и ростовку | сайт котовского Так ли важна карбоновая рама на велосипеде | сайт котовского Как выбрать размер рамы женского велосипеда? Какую выбрать раму для велосипеда? Велосипедные рамы: типы, основные различия Правильный выбор рамы велосипеда Велосипедная рама и всё о ней. особенности и выбор Как выбрать велосипед Материал рамы велосипеда Велосипедные рамы

Какая рама лучше?

Итак, в ответ на вопрос, какие же самые лучшие велосипедные рамы, в первую очередь мы говорим о материале, из которого они изготовлены. Именно благодаря его составу определяется степень жёсткости рамы, прочности, надёжности, долговечности, устойчивости к ударам, коррозии.

С другой стороны, выбирая байк, одним из ключевых параметров велосипедисты оценивают вес. Понимая преимущество лёгкого транспорта, производители добились потрясающих результатов с различными материалами. Самыми лёгкими считаются карбоновые рамы, вес которых достигает 0,9 кг. Вес рамы из алюминия Klein Adroit почти такой же, как из титана, и составляет всего 1,3 кг. Производитель Scott добился веса 1,6 кг в производстве хромомолибденовой стальной рамы. Однако при, казалось бы, не сильно отличающемся весе сложность изготовления рам из разных материалов сильно отличается и сказывается на цене. К примеру, чтоб добиться лёгкого веса стальной рамы, необходимы более дорогостоящие технологии, соответственно, лёгкая стальная рама будет иметь высокую цену. Возможно, для велосипедиста это сыграет ключевую роль в своём выборе.

Задаваясь вопросом, какая рама лучше, например, стальная или алюминиевая — важно понимать, для каких целей приобретается байк, как будет эксплуатироваться, и наложить на характеристики транспорта соотношение цены и качества

Из чего изготавливают рамы

Материалы для их изготовления – карбон и несколько разных видов металла. Какие же из них годятся в наибольшей степени? Алюминий в чистом виде слишком мягок, именно потому он применяется в соединении с кремнием, магнием и цинком. Широкое применение его обусловлено невысокой стоимостью и малым весом. Алюминий обладает отличной устойчивостью к коррозии и очень популярен среди велосипедистов.

Если говорить о стали, то применяется два ее вида – углеродная и хромомолибденовая. Первая используется при выпуске рам не самого высшего качества и обладает значительным весом. Вторая лучше по свойствам и часто применяется при производстве повседневных моделей. Кроме того, из неё возможно сварить раму велосипеда для экстремалов. Достоинства ее – хорошая амортизация, прочность, великолепный накат. К тому же такая стальная рама подлежит ремонту.

Самые легкие рамы делают из магния. У них отличный накат, но, к сожалению, пониженный срок службы, уязвимость для коррозии и малый срок эксплуатации. Титановые велорамы мы подробнее рассмотрим далее.

Карбоном называют материал, из которого производят рамы для велосипедистов-профессионалов. При небольшом весе и различных показателях жесткости такой раме возможно придать любую необходимую форму. Прочность карбона выше, чем у металла, но при прямом ударе возникает риск повреждения.

Как правильно выбрать свой первый горный велосипед

Алюминиевые сплавы для велосипедных рам

6061 или 7005?

Алюминиевые велосипедные рамы изготавливают главным образом из алюминиевых сплавов:

Некоторые другие алюминиевые сплавы, например, 7075 и 2014, более прочные, чем оба сплава 6061 и 7005, но они не мало подходят для изготовления велосипедных рам, так как их почти невозможно сваривать, по крайней мере, обычной аргонно-дуговой сваркой.

Часто считают, что алюминиевый сплав 6061 больше подходит для велосипедных рам, чем сплав 7005, хотя сплав 7005 и несколько более прочный. Прочность при растяжении сплава 7005-Т6 составляет 350 МП, а сплава 6061 – 310 МПа, предел текучести 290 и 275 МПа, соответственно.

Карбоновая рама для велосипеда: вес, отзывы Карбоновый велосипед Как выбрать горный велосипед Ростовка велосипеда. таблицы ростовок для различных типов велосипедов Размер велосипеда. как выбрать правильно Карбоновая рама для велосипеда: плюсы и минусы, советы по уходу и ремонту Титановый велосипед с рамой рапид Титановая рама для велосипеда Действительно ли нужен карбон на велосипеде

Когда речь идет о прочности рамы в целом, то большие различия в прочности возникают из-за качества сварных швов, выбора формы труб и их толщины, а также общей конструкции рамы. На самом деле, при тех нагрузках, которым обычно подвергается велосипедная рама, различий между алюминиевыми сплавами 6061 и 7005 практически нет, поскольку напряжения, которые возникают в раме, достаточно далеки от этих предельных величин.

Алюминиевый сплав 6061

Алюминиевый сплав 6061 — полный аналог отечественного сплава АД33 по ГОСТ 4784-97 — принадлежит к серии алюминиевых сплавов 6ххх (Al-Mg-Si). Основными легирующими элементами являются:

  • магний (0,8-1,2 %) и
  • кремний (0,40-0,6 %),
  • а также медь (0,15-0,40 %) и
  • железо (до 0,7 %).

Сплав 6061 обладает довольно высокой прочностью, легко сваривается и широко применяется не только для изготовления велосипедных рам, но и в строительстве, самолетостроении, судостроении.

Как и все сплавы серии 6ххх сплав 6061 является термически упрочняемым сплавом. Термическая обработка, которая применяется для уже сваренных рам, заключается в нагреве до 530 °С, интенсивном охлаждении водой и искусственном старении при температуре около 180 °С в течение 8 часов. Алюминиевый сплав 6061 после такой обработки обозначают 6061-Т6.

Алюминиевый сплав 7005

Алюминиевый сплав 7005 принадлежит к серии алюминиевых сплавов 7ххх без легирования медью (Al-Zn-Mg). Основные легирующие элементы:

  • цинк (около 4,5 %) и
  • магний (около 1,4 %).

Алюминиевый Сплав 7005, также как сплав 6061, является термически упрочняемым. Однако, в отличие от сплава 6061, который требует довольно быстрой и интенсивной закалки водой при его термической обработке, для сплава 7005 в этом случае достаточно охлаждения воздухом.

Некоторые главные производители велосипедов с алюминиевыми рамами декларируют применение специальных алюминиевых сплавов или специальной обработки алюминиевых сплавов для улучшения свойств рам. Похоже, часто это скорее маркетинговые ходы, чем «прорывы» в металловедении алюминия.

Источник https://www.kant.ru/articles/2686705/

Источник https://metallicheckiy-portal.ru/articles/avto-spec/velo/metalli_i_materiali_pri_proizvodstve_velosipedov

Источник https://sarvelo.ru/rama-dla-velosipeda-osobennosti-velosipednyh-ram-karbonovyh-titanovyh/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *